Молодежный портал

Ярославской области

Сказка для ребенка: выдуманный мир или реальность?

Сказка является одним из основных составляющих традиционной культуры любого народа, а в русской культуре она всегда занимала особое место. В наше время принято считать, что сказки – это для детей. Однако раньше сказки сказывались и для взрослых, а сказительство считалось особым искусством. Сегодня в нашей авторской рубрике «Я. Ты. Мы» мы поговорим о сказках и их роли в формировании личности ребенка. Вспомните, как начинаются многие наши сказки: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Заметьте, не ребенку, а добру молодцу. Сказки сказывались и на молодежных посиделках, и во взрослом кругу. Традиционная волшебная сказка адресована всем возрастам, так как в ней отражаются задачи, которые человек решает на протяжении всей жизни.

 

Сказки показывают путь внутреннего развития и преображения человека, в них отражаются все основные выборы, перед которыми встает человек на своем жизненном пути. Бороться ли за свою мечту, пускаться ли за ней в поход, какой путь выбирать на развилке (налево пойдешь – коня потеряешь…), как относиться к просьбам о помощи, что делать, когда ты оказался в абсолютно безвыходной ситуации. Сказка сталкивает героя лицом к лицу со смертью, со злейшими врагами, с необузданными силами природы, с предательством, обманом – со всеми теми трудностями, с которыми мы сталкиваемся в настоящей жизни. Она проверяет его нравственные ценности, силу воли, готовность идти до конца, верность себе, своей мечте, любимому человеку.  Все эти выборы и испытания ребенок впервые проходит символически, проживая их вместе с главным героем сказки.

Для того чтобы заранее видеть то, что привнесет сказка в жизнь ребенка, надо понимать механизм ее воздействия:

  1. Сказка воздействует на ребенка напрямую, благодаря своей красочности и образности  она обращается не  столько к сознанию и воле, сколько к подсознанию ребенка, закладывая определенные модели поведения, по принципу: если будешь делать так, произойдет это.
  2. Ребенок всегда идентифицирует себя с главным героем и проживает события сказки вместе с ним. Это важно понимать, прежде чем предлагать ребенку некоторые современные интерпретации  традиционных сюжетов. Если ребенок отождествляет себя с главным героем, а главный герой в конце сказки превращается из принцессы в тролля, что заложит ребенку эта сказка?
  3. Как отмечают сказкотерапевты - сказка тесно связана с игрой. Она дает пищу для игры воображения. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Игра – это воплощенная сказка, а сказка – это игра до своей инсценировки[1].
  4. Сказка предлагает ребенку некий эталон нравственных и умственных качеств, которые необходимы ему, чтобы выживать и быть успешным в той культуре, в которой он воспитывается.
  5. Все самое ценное, что обретает герой сказки, достается ему через испытание, а то, что досталось даром, и не было по достоинству оценено, всегда быстро уходит. Это учит терпению, умению быть благодарным, готовности трудиться для достижения своей цели.
  6. Сказка учитывает особенности картины мира ребенка, для которой характерно восприятие всего окружающего мира как живого. В сказке в любой момент животные и предметы могут заговорить с героем, чему герой чаще всего даже не удивляется. Они часто становятся помощниками при условии бережного отношения к ним. Эта особенность сказки формирует бережное и осмысленное отношение ко всему окружающему: как к природе, так и рукотворным вещам. Вещи и животные в сказке действуют самостоятельно, ведя свою собственную жизнь, что помогает ребенку почувствовать и принять все многообразие проявлений жизни, а также  способствует принятию других людей.
  7. Сказки имеют психотерапевтическое значение, они могут выступать в качестве ресурса. В сказках решаются психологические проблемы, с которыми ребенок сталкивается на разных этапах жизни.
  8. Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Она задает только общие правила (не сдавайся, не унывай, помогай слабым и многие другие), в то же время учит ребенка думать и самостоятельно искать выход из каждой новой трудности. Ведь если нет двух одинаковых жизней, значит, нет общих способов приближения к счастью.

Традиционно основной функцией сказки была передача ребенку образа мира, образа устройства общества, культурных и нравственных ценностей.

Функции сказки меняются по мере взросления ребенка, как меняются и основные задачи, характерные для каждого возраста. В самом раннем возрасте, когда ребенок только начинает познавать физический мир (мир природы, предметов), сказки передают ему знания о физическом устройстве мира, его постоянстве, основных законах природы. Когда ребенок выходит в общество, сказки передают ему образы поведения с другими людьми, закладывают способность к сопереживанию, ценность человеческих взаимоотношений, учат тому, как устроено общество. Когда ребенок (или уже юноша) становится готов к выбору своего жизненного пути, у него появляются мечты, и он начинает задумываться о том, что самое главное он хотел бы сделать в этой жизни. Сказка показывает ему, как биться за свою мечту,  как обрести мастерство в выбранном деле, как найти путь к сердцу любимого человека.

Первый год жизни ребенка – это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может «помыслить» о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил. Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока малодоступен для детского понимания. Ребенок еще не вышел в общество и занят изучением физического мира, природы в широком смысле слова.

Между двумя и пятью годами ребенок активно входит в общество, начинает общаться с людьми не только в кругу семьи. У него появляются первые совместные игры с другими детьми. Он учится понимать людей и делать себя понятным, усваивает те правила, которые надо соблюдать, живя среди людей, учится сопереживанию. Сказки для этого возраста отражают все эти жизненные задачи, учат тому, как вести себя во взаимодействии с другими.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и чувства. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Если мы с вами, вместе с ребенком, будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, ребенку будет легче понять зашифрованные в ней знания, он сможет увидеть сказку глубже.

При обсуждении сказки с ребенком необходимо соблюдать два основных правила:

  1. Ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете его высказывания. Вы вообще не употребляете выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», высказываете свое мнение от  себя: «я согласен» или «я не согласен». Главное в данном случае не поиск «правильного» ответа, а то, что ребенок учится рассуждать и продумывать последствия разных действий и ситуаций.
  2. Подталкивая ребенка к обсуждению истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы о вашем мнении, а вы будете искренне на них отвечать.

Обсуждение сказок с ребенком, совместное сочинение сказки, игра в сказку – лучший способ сблизиться с ним и обрести взаимопонимание. Сказка способна объединить сказителя и слушателя, ведь они вместе проходят все те приключения, что в ней описаны, а совместные переживания и испытания сплачивают людей сильнее всего. Поэтому так важно, чтобы ребенок воспринимал сказку не только в форме просмотренного один на один мультфильма, или со сцены в театре, или прочитанную воспитателем в садике, но и непосредственно от родителей. Ведь тогда вы проживаете ее вместе, и вы становитесь способны повлиять на то, какие сказки выбрать для ребенка, какие ценности ему заложить.

На занятиях с родителями мы часто спрашиваем их, кто помнит, как звали родителей Александра Сергеевича Пушкина? А кто помнит, как звали его няню? Кто из них больше повлиял на становление поэта? Няню, конечно же, помнят все, и все помнят сказки, которые благодаря ей навсегда вошли в нашу культуру.

 

Автор статьи: Ольга Васильчикова.

 

[1]Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.

Дата проведения: 
Вторник, 25 августа, 2015 - 11:30


КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Редакция сайта: info@molportal.ru
Адрес: г. Ярославль, пр. Октября 56, оф. 506
Телефон: +7 (4852) 74-82-80, 97-14-96
Тел/факс: +7 (4852) 73-71-34

Вопрос-ответ
Вопрос-ответ