Гиперопека: признаки, последствия, советы

Сережа, домой!
— Я замерз?
— Нет, ты хочешь кушать!

Именно это анекдот приходит сразу на ум, как только речь заходит о гиперопеке. Давайте разберемся что же это такое.

Гиперопека — чрезмерная забота о детях. Она выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. 

Гиперопека это «заболевание», которое приходит незаметно и его трудно диагностировать. Его могут оценить только люди со стороны. Но не всегда человек, который «заболел», готов и будет слушать эту правду от близких людей. Самому понять, что ты проявляешь чрезмерную заботу очень сложно. «Вирус» гиперопеки сидит очень глубоко.

Признаки родительской гиперопеки
Как отличить родительскую гиперопеку от обычной заботы о своем ребенке? Существует несколько признаков родительской гиперопеки. Внимательно посмотрите на них и подумайте — может быть, Вы тоже слишком сильно опекаете своего ребенка?

Основные признаки родительской гиперопеки:
1. Окружение ребенка постоянным вниманием;
2. Стремление уберечь от любой (даже сильно потенциальной) опасности;
3. Постоянное стремление держать ребенка «на коротком поводке»;
4. Желание, чтобы ребенок делал только так, как ему сказано — без малейшего проявления самостоятельности;
5. «Привязка» ребенка к настроению и чувствам родителей;
6. Стремление к ликвидации для ребенка возможностей самостоятельных решений проблем;
7. Постоянное навязчивое стремление помочь выполнить то или иное задание (а порой даже выполнение этого задания за ребенка). 

Если эти признаки в вашей семье не наблюдаются, то есть большая вероятность что вы «не больны».

Кому свойственна гиперопека? Кто ее проявляет?
Обычно гиперопека возникает у людей с повышенной тревожностью;
Родители, дети которых часто и тяжело болеют;
В неполных семьях, где мама или папа играет роль обоих родителей;
Матери, имеющие доминирующее положение в семье, в которой никто кроме нее самой не допускается к воспитанию ребенка;
Матери, имеющие истерические черты характера, которые всеми средствами пытаются доказать, что они очень хорошие мамы. Здесь нет заинтересованности в воспитании ребенка, а важно только мнение, которое сложится у окружающих о матери;
Родителю, испытывающему боязнь одиночества. У таких людей существует иллюзия, что благодаря чрезмерной заботе они привяжет к себе ребенка и тот никогда не покинет их;
В семье, где есть разлад между отцом и матерью. Взрослые склонны компенсировать утраченную близость, перекинув на ребенка свое усиленное внимание.

Какие осложнения несет гиперопека для родителей и детей?

Для родителей:
Психосоматические заболевания;
Моральная и физическая усталость;
Разочарование в методах воспитания, как разочарование в своих возможностях и разочарование в себе как родителе.

Для детей:
Ребенок не социализируется или приобщается к обществу медленно и болезненно. Все общение с окружающими заменяют родители.
Ребенок вырастает тревожным, истеричным, болезненным.
Не развиты или недостаточно развиты функции самообслуживания. Ребенок инфантилен, знает, что ему все принесут «на блюдечке».
Чрезвычайный эгоцентризм. Представление о себе как о «центре земли», когда все тебе чем-то обязаны.
Отсутствие самоконтроля и саморегуляции. Ребенок не умеет контролировать ни свои действия, ни свои поступки, ни свою речь, потому что привык, что за ним всегда это выполняет родитель.
Зависимость от чужого мнения. Ребенок изворачивается, хитрит и иногда прибегает ко лжи. 
Утрированные формы любви и чрезмерной заботы порождают отклонения в развитии детей: у одних формируется безоговорочное послушание, безропотное повиновение, безынициативность, подавленность, у других, напротив, — полное непослушание, протест, вседозволенность. Для тех и других гиперопека оборачивается задержками в интеллектуальном развитии, заниженной самооценкой.

Излишне опекаемые дети всегда будут испытывать свою ущербность, став взрослыми(это особенно важно знать, когда в семье единственный ребенок и отсутствие братьев и сестер с самого начала ставит его в невыгодное положение). Если они не подвергаются уравновешивающему воздействию детских игровых групп, то они до конца жизни останутся робкими и замкнутыми. Десмонд Моррис «Голая обезьяна»

Как это лечится? Назначения специалиста.

Все зависит от степени выраженности гиперопеки. В тяжелой форме гиперопеки требуется профессиональная помощь психолога, причем как родителям, так и ребенку. 

Для начала необходимо полностью перестроить все свое мировоззрение и взгляды на воспитание. Посмотреть на ситуацию со стороны, возможно даже отпустить ее, чтобы увидеть систему воспитания другими глазами. Здесь вам поможет квалифицированный специалист психолог, педагог.

Следующим шагом будет формирование границ воспитания: где можно, а где нельзя? Излишне заботится, и уделять внимание своему чаду, родителю необходимо, как только появляется потенциальная опасность для его безопасности. В других случаях ребенку просто необходимо пережить трудности, с которыми он сталкивается. Ведь только преодолев трудности, ребенок научится жить и справляться с проблемами самостоятельно.

Начните предлагать ребенку выбор, для того чтобы он сам научится принимать самостоятельные решения.

Учитесь слушать и слышать ребенка. Уважайте его желания. Если он говорит что чего-то не хочет, то не заставляйте его делать это со словами «Мамочке виднее».

Предоставьте ребенку возможность совершать ошибки (безопасные для ребенка). Находить методы и пути исправления своих ошибок. Научите не опускать руки. Ведь именно когда ребенок сам проходит через тернии, он учится жить.

Дайте ребенку свободу (в разумных границах). Пусть он сам выбирает себе друзей, что сегодня наденет и что будет есть. Если вы переживаете за его выбор, то совета в уважительной форме будет достаточно. Но помните, никаких указаний!

Научите ребенка делать самостоятельный выбор. Если он не справляется с чем-то, то не делайте все за него. Подскажите пути преодоления проблемы, предложите инструменты для ее решения. 

И помните, контролировать детей надо. Но контроль должен быть мягким и ненавязчивым. Вы должны советовать и объяснять, а не приказывать и требовать. Нужно быть не строгим руководителем, а другом. Так станьте же им для своего ребенка.

Список литературы
1.     Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 52-53
2.    https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=56949
3.    Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000