Молодежный портал

Ярославской области

Детская агрессия: что с этим делать?

Мамы — это самые первые педагоги и психологи для своих детей. И казалось бы — что тут такого, справиться с малышней, ведь мамам доступно главное материнское знание — «детям нужна любовь». Но некоторые ситуации вызывают растерянность даже у опытных родительниц и заставляют тревожиться за ребенка. Одна из таких — проявление детской агрессии. Поскольку у агрессивного поведения есть свои возрастные особенности: причины и способы выхода из ситуации, обо всех писать было бы слишком общо. Поэтому сегодня в рубрике «Я.Ты.Мы: все об отношениях в семье и за ее пределами» мы обсудим, как справиться с агрессией самых маленьких, 2-3 летних детей.

Для начала не стоит при первых же агрессивных действиях ребенка кивать на сложный характер и «врожденную» агрессивность. Дело в том, что согласно Большому психологическому словарю, агрессивность — это устойчивая черта личности, постоянная готовность к агрессивному поведению. Но ваш трехлетка в силу объективных причин ещё не может регулировать свое поведение социальными нормами и волевыми усилиями. Поэтому не стоит сразу ставить чаду диагноз. А вот использовать отдельные случаи, чтобы предупредить риск формирования агрессивности стоит.

Согласно Большому психологическому словарю, агрессия (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное поведение, которое приносит физический или психологический вред окружающим и расходится с принятыми в обществе нормами. Однако агрессия — это мотивированное действие, то есть у всякого агрессивного поступка есть причина. 

Если более старший ребенок о ней может сказать, то маленький чаще всего — нет. И дело не в том, что не все дети в этом возрасте говорят. Просто причины: биологические и психологические, у них еще слиты и не осознаются отдельно друг от друга. Получается, что малыш — это своего рода «черный ящик», в котором кроется неизвестное, и поэтому мамам нужно просто приготовиться к тому, что у малыша могут быть всплески агрессии, которые естественны. 

Среди биологических факторов — физическая боль и неудобство. Например, болит животик, холодно, жарко, натирает обувь, одежда неудобная и так далее. Причиной агрессивных действий ребенка до 3 лет может стать даже неправильный питьевой режим. 

С биологическими факторами довольно просто: методом проб и ошибок маме можно выяснить, чего не хватает малышу: голоден он или ему холодно. Если ему уже есть 3 года, и он говорит, задавайте ему вопросы «что с тобой случилось?» Если не говорит, то можно действовать методом подбора: «что болит, жарко ли, холодно ли, хочешь ли пить?» «Если поймешь, что хочется, скажи или покажи маме». Главное в этот момент быть внимательным к нуждам ребенка, так как иногда простое мамино тепло заставляет забыть про любые неудобства.

К психологическим факторам относится атмосфера в семье: внимание к ребенку, отношения между родителями и другими домашними, в том числе с животными, интенсивность информационных потоков, наличие игрушек по возрасту, последовательность родительских требований и запретов. 

Начнем с интенсивности информационных потоков. Если в вашей квартире постоянно работает телевизор, в руках телефон, мама в соцсетях, а у ребенка в руках планшет с мультиками, такая обстановка естественно перегружает нервную систему ребенка, и реакцией на перегруз может быть агрессия. Общение с гаджетами должно быть очень коротким и строго регламентированным, но не ребенком, как это часто бывает, а родителями. Постоянно включенный телевизор лишает ребенка качественного общения с матерью, потому что в половину глаза она будет не с ребенком, а с говорящим ящиком. Поэтому общение с телевизором и компьютером самой мамы тоже должно быть строго регламентированным и приходиться на то время, когда ребенок спит.

Бывает и обратная ситуация: общения с мамой слишком много в жизни малыша, оно переутомляет, или носит однотипный характер, или не дает пространства для развития. В качестве примера последнего: мама на прогулке не позволяет малышу лазать вверх по лестнице. В какой-то момент ребенок начинает злиться. Маму можно понять — она боится, что ребенок упадет, но законы развития требуют преодоления этого неизведанного пока препятствия. Если мама впервые оказалась в такой ситуации, то можно попробовать отвлекающий метод родительского реагирования. Он подразумевает, что можно отвлечь ребенка какими-то другими играми, разговорами, игрушками, предложениями. 

Если же ситуация повторяется, стоит дать возможность ребенку влезть наверх, постоянно страхуя его и научить спускаться по лестнице вниз. Этот способ родительского реагирования на агрессию можно назвать помогающий или развивающий. Он подразумевает готовность мамы предупредить агрессивную ситуацию, которая имела место в предыдущий раз. Если же так отреагировать сразу, при первой же вспышке агрессии у малыша, то возникает риск развития у ребенка желания манипулировать этим всякий раз, когда он получает отказ или запрет.

Кстати, запретительные способы родительского реагирования тоже есть. Например, ребенок кусает или щиплет других детей на площадке. Можно просто без объяснений сказать: «Нельзя кусаться» и тут же выйти из ситуации. К сожалению, на этом положительные стороны такого метода заканчиваются, так как без дальнейших объяснений он может начать кусаться в ваше отсутствие. 

Если ребенок никогда до определенного момента не проявлял агрессии, и вдруг начал, стоит вспомнить, что изменилось в жизни семьи и окружении малыша в последнее время и постараться аккуратно и мягко исправить дискомфорт.

Важным психологическим фактором в общении с ребенком, который напрямую влияет на агрессивные всплески, является разумность и последовательность родительских требований. 

В качестве примера приведем реальную историю: «Моя дочь такая агрессивная. И в детском саду, и в песочнице она отбирает у детей их игрушки, толкается. Другие мамы смотрят на меня с осуждением и требуют, чтобы я что-то с этим сделала! Но что я могу с этим сделать? Я ее и так учу делиться всегда и со всеми. Мы разговариваем с нею перед каждым выходом на улицу и походом в сад. При этом она ведь не жадина, она действительно делится со всеми. Помогите, я уже боюсь приходить с нею туда, где играют другие дети». 

Что тут скажешь? С одной стороны, любой маме стоит разобраться в себе и понять, что ее больше волнует: агрессивные действия ребенка или собственное спокойствие и одобрение кумушек на детской площадке? Если первое — смело в песочницу, наблюдать за собой и своим малышом. Даже если вам жутко не хочется встречаться с другими мамашами.

С другой стороны, пытаясь воспитывать ребенка, взывая к социальным нормам, мамы часто не понимают, что их указания вступают в противоречие с реальной ситуацией, в которой регулярно оказывается ребенок. Вдумайтесь: со всеми нужно делиться. Вроде все верно. А в это время у малышки в голове: если я должна со всеми делиться, независимо от моего желания, значит и со мной должны все делиться, и, несмотря на протесты, собирает урожай игрушек. 

Некоторые ученые, в том числе пресловутый Зигмунд Фрейд, считали и считают агрессивность одной из врожденных установок, а агрессию необходимым условием в деле защиты свои интересов. Когда речь идет о маленьком ребенке, стоит исходить именно из этого. 

А знаете, что отрезвило молодую мать? Дикий, с ее точки зрения разговор: 
— «У вас есть квартира?» 
— «Да». 
— «А вы со мной поделитесь?» 
— «Нет. Вы что?!»
— «Но почему, ведь делиться необходимо». 
— «Но не всем же!!!» 

Вот об этом и стоит рассказать дочери. «Ты можешь не отдавать своих любимых игрушек другим людям. Делиться ими нужно, когда ты этого хочешь. Но и у других деток брать игрушки можно только с их разрешения».

Взамен ребенку обязательно нужно предлагать другие способы поучения желаемого. Например, помочь малышу научится спрашивать разрешения: можно или нельзя взять игрушку? Не хочет ли он поменяться на время? Можно ли поиграть вместе? и так далее. Тогда этот раздражающий случай послужит прекрасным воспитательным моментом для дочери и уроком ведения переговоров. 

Автор: Оксана Смирнова



КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Редакция сайта: info@molportal.ru
Адрес: г. Ярославль, пр. Октября 56, оф. 506
Телефон: +7 (4852) 74-82-80, 97-14-96
Тел/факс: +7 (4852) 73-71-34

Вопрос-ответ
Вопрос-ответ