Молодежный портал

Ярославской области

Родительские запреты: как можно запретить, не запрещая

С первых дней своего сознательного детства каждый еще маленький человечек наталкивается на ряд запретов: «Не бегай!», «Не трогай!», «Не бери в рот!», «Не кричи!», «Не капризничай!», «Пока не съешь — не выйдешь из-за стола». Что характерно, с возрастом, количество запретов должно было бы уменьшиться, но они наоборот растут, с небольшой лишь разницей в содержании.
 

 
Чаще всего родители запрещают ребенку что-либо делать, потому что хотят оградить его от опасности, сделать безопасной его жизнь.
 
Главное помнить, что запреты без объяснения служат побуждающим фактором к действиям. Самая популярная реакция детей на запрет — действие наперекор воле родителей. 
Например:
«Вася, не беги так, упадешь!» (ребенок бежит еще быстрее и падает);
«Не ешь конфеты до обеда» (ребенок тайком объедается конфетами и после отказывается от обеда).
 
Слово «нет», как и частичка «не», очень коварно. Это слово или пролетает мимо ушей, или, наоборот, ребенок воспринимает наше «не» как прямой приказ — и НЕ делает того, о чем просит взрослый.
Например:
«Не забудь купить еще сметаны».
Скорее всего, про сметану ребенок забудет. Но он не виноват! Нужно было всего лишь сказать иначе: «Купи еще сметаны».
 
Как же поступить, чтобы дети правильно реагировали на замечания и запреты?
 
1) Исключите из фразы частицу «Не».
«Не беги» — «Иди тихонько»
«Не кричи» — «Говори тише»
2) Обязательно объясняйте, почему то или иное действие не стоит делать. Ведь запреты воспринимаются ребенком, если они конкретны и ясны.
«В магазине веди себя тихо и спокойно, чтобы не пугать окружающих и не мешать им».
3) Ультимативный, яростный тон взрослого может напугать ребенка или вызвать в нем ответную реакцию. Говорите негромким, спокойным и дружелюбным голосом, чтобы ребенок спокойно реагировал на запрет.
4) Когда ребенок расстраивается, плачет, стучит ногами — задача родителей выдержать его обратную реакцию. Чтобы это выдержать, важно понимать, что, во-первых, эта реакция естественна для ребенка, во-вторых, разделять ее — «да, я понимаю, ты расстроен, тебя это рассердило — это любого рассердило бы и обидело...» Тогда ребенку легче воспринять ваш запрет, потому что его чувства приняты, но запрет остается запретом.
5) Требования к ребенку должны быть одинаковыми у обоих родителей. Если один ввел запрет, то второму не следует его отменять. В семье, где используется метод кнута и пряника, ребенок, скорее всего, будет манипулировать родителями.
 
Как можно запретить, не запрещая
 
 
Порой родители с вовсе перестают, что-либо запрещать. Они вводят систему вседозволенности, благодаря которой он может активно познавать мир. Но безопасно ли это?
Именно запретами родители вводят правила жизни для ребенка. Если ребенок знает что хорошо, а что плохо и соблюдает правила, то и запретов будет гораздо меньше.
 
 
Отказываться от запретов не нужно, но вот свести их к минимуму необходимо! А как это сделать лучше всего? Конечно же, с помощью игры. Давно замечено, что в игровой форме любое «воспитательное мероприятие» проходит веселее и легче.
 
Игра «День без запретов»
 
Вариант 1
Поиграйте! Объявите в своем доме «День без запретов». То есть за целый день вы не должны ни разу произнести «нет», «нельзя», «не...» и другие запретительные слова.
Вы, конечно, скажете, что это невозможно — за целый день не сделать ни одного замечания. И будете правы. Потому что частенько мы не можем обойтись без запретов. Малыш балансирует на краю дивана, первоклашка после уроков идет не домой, а на ледяную горку, да мало ли что еще. Действительно, бывают ситуации, когда вмешаться, остановить ребенка, сделать ему замечание просто необходимо. Необходимо? Ну и делайте на здоровье. Но только соблюдайте правила игры:
♦ Делать замечание (останавливать, запрещать) можно только в самом крайнем случае.
♦ Замечание можно делать только в позитивной форме.
Например: малыш лезет на подоконник. Вы не кричите ему «нельзя!», а подбегаете, хватаете на руки и всем своим видом показываете, как это страшно, как вы испугались. Малыши все срисовывают с родителей. И ваш испуг проймет его гораздо больше, чем прямой запрет.
Ваш первоклашка вместо обычных пятнадцати минут добирается домой со школы часа полтора? Вы можете сказать: «Сейчас два часа, где же ты был?» или «Когда задерживаешься — обязательно звони».
 
Вот вы и замечание сделали, и правил игры не нарушили. Кстати, от соблюдения игровых правил есть еще одна польза. Первый вариант (замечание с «не...») звучит как упрек и вызывает внутренний протест у ребенка, в лучшем случае от такого замечания ему станет стыдно — и только; в другом (без «не...») акцент делается не на упрек, а на то, как ребенку надо поступать, чтобы им были довольны. Вы даете ребенку направление, ориентир. А это очень важно: ведь на самом деле детям нравится быть хорошими. Даже если вслух они об этом не говорят.
 
 
Вариант 2
Если вы чувствуете, что «День без запретов» вам не потянуть, начните с другого, облегченного варианта. Можете для начала играть в «Час без запретов», а потом, день за днем, постепенно увеличивать время. Примерно через месяц привычка твердить «нельзя» и другие вредные «не» обязательно уйдут. Помните! Главное делать любое замечание только в позитивной форме.
 
Вариант 3
Со старшими детками, школьниками, можно поиграть в очень увлекательную игру под названием «Да» и «нет» не говорить, в черном-белом не ходить«. Кстати, такая забава поможет вывести подростков из меланхолии, в которую они так часто погружаются.
 
Подловив момент, когда ваше чудо пребывает в добродушном настроении, предложите ему поиграть. Условия игры простые: весь день не говорить слов «черное», «белое», «да» и «нет». Кто скажет — с того штраф. После этого вы ставите на видное место емкость для штрафов и — продолжайте жить так же, как всегда. Впрочем, «как всегда» у вас не получится, потому что жить в этот игровой день будет гораздо веселее. Запретные слова слишком популярны, они сами собой выскакивают то у одного, то у другого игрока, что каждый раз вызывает радостные комментарии и приступы смеха, причем чем дальше идет игра — тем веселее. А смех — это прекрасное раскрепощение! Нельзя же одновременно дуться и смеяться, так что волей-неволей напряжение уменьшится, а договориться и мирно обсудить насущные проблемы вам станет гораздо проще.
 

 
Если хотите — присуждайте штрафные баллы за промахи и оговорки. Придумайте любой штраф (подтянуться на перекладине, выпить чашечку воды, прокричать «иго-го!» — что угодно); единственное условие: штраф не должен быть обидным. Штрафные очки можно отрабатывать сразу, а можно складывать (например, фишки, фантики разного цвета). Подойдет даже простая баночка-корзиночка, причем одна на двоих (мол, свои люди, сочтемся); туда вы бросаете что-то вкусненькое, а потом, в конце дня, вместе съедаете. (Забавно: вы не проглатываете обиды — вы ими закусываете!).
 
В нашей жизни с ребенком должны быть не только запреты, но и много любви. Желая своему ребенку блага и оберегая его от многочисленных опасностей и невзгод, важно стать для него другом. Ведь именно доверительные дружеские отношения помогут продуктивнее решать возникающие в процессе воспитания трудности.
 
В статье использованы материалы из книги Заряны и Нины Некрасовой «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти», глава «Любить без условий, расти без усилий».
 
Статью подготовила Анна Мельниченко, педагог-психолог «Ярославского областного молодежного информационного центра»


КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Редакция сайта: info@molportal.ru
Адрес: г. Ярославль, пр. Октября 56, оф. 506
Телефон: +7 (4852) 74-82-80, 97-14-96
Тел/факс: +7 (4852) 73-71-34

Вопрос-ответ
Вопрос-ответ