Мир захлестнула антиутопия

Один за другим выходят киноленты жанра антиутопий — «Голодные игры», «Облачный атлас», «Дивергент», «Бегущий в лабиринте», «Посвященный». Вчера вышел в прокат новый фильм о Голодных играх. Картины этого жанра обречены на успех, они моментально бьют рекорды по кассовым сборам. Старые, давно полюбившиеся фильмы «Заводной апельсин», «Бегущий человек», «V-значит Вендетта», «Матрица», «Шоу Трумэна», «Эон Флакс», «Город Эмбер» и многие другие — все это тоже антиутопии. Но сегодня мы поведем речь не о кино, а о книгах этого жанра. Кинофильмы отличает зрелищность, за которой зачастую теряется смысл, основная идея произведения. Поэтому антиутопии нужно не смотреть, их стоит прочитать.



В какой-то момент стало интересно описывать не идеальное общество, в котором царствует равенство, все люди счастливы, нет больных и бедных, угнетенных и потерянных, где для каждого есть свое место, и никто не знает нужды ни в чем. На место Утопий приходят Антиутопии. Они рассказывают о мире, в котором нет того, к чему мы все давно привыкли, мире, в котором нет свободы. Каждое произведение описывает общество, в котором люди вынуждены подчиняться общим правилам, где индивидуальность — это порок, это худшее из преступлений.

Главное достоинство антиутопий в том, что они выносят на первый план все плохое, что есть в людях, чтобы показать на этом фоне то, что есть хорошее. Антиутопии рассказывают нам, каким могло бы быть наше общество, если бы в нем каким-то образом победили не добро и нравственность, а людские пороки. Если бы верх одержали алчность, жадность, чувства мести, собственного превосходства.

Представляем вашему вниманию топ-6 Антиутопий от Молпортала. Каждая из них рассказывает свою историю, которая заставляет задуматься, поэтому советуем вам прочитать их, и, конечно же, дополнить этот список другими произведениями.

Итак, первое место мы отдаем роману Евгения Замятина «Мы».

Это одна из самых знаменитых антиутопий мира. В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что у людей нет имен, они различаются по номерам. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.


Книга написана в 1920 году и этот факт лишь увеличивает ценность произведения. Фантастика. Дневник жителя Земли в далеком будущем. После разрушительной двухсотлетней войны погибает 98% процентов населения Земли. Оставшиеся люди, жертвуя своей личной свободой и индивидуальностью, создают Единое государство — оплот порядка, единения и равенства. Шиллер сказал: «Любовь и голод правят миром». Основатели Единого государства покорили этих владык: голод — нефтяной пищей, любовь — розовыми билетами. Все в этом городе рационально и математически точно, множество домов ограничено Зеленой стеной от хаоса окружающего иррационального мира, а сами дома — матрицы из стекла, где каждый элемент, каждый номер, на виду в своей ячейке. Это мир, в котором людям нечего скрывать друг от друга. Здесь города окружены зеленой стеной, за которую никто не смеет выйти. В этом мире все подчинено логике — цифры правят миром. Любовь по определенным дням. Отдых строго ограничен временными рамками в течение суток. На работу никто никогда не опаздывает.

Подобное общество — это окончательное вытеснение биологической составляющей человечества, замещения «биологического Я» «социальным Мы». «Я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить». Мы вытесняет всяческий индивидуализм. С одной стороны, индивидуализм — это порок, общество диктует нам нормы, которые гласят, что нужно заботиться об окружающих больше, чем о себе, но Замятин показывает, что без индивидуализма общество и вовсе становится невыносимым.

Но что если остались в этом совершенном, математически выверенном мире бунтари? Люди, душа которых рвется к свободе, непокорной любви и надеждам? Люди, которые не разучились мечтать и жить настоящей, полной страсти и чувственности жизнью? Разве нет такой вероятности, что кто-то из этих людей может встретить другого, логичного и счастливого в своем Абсолюте... и погубить его математический склад ума, отравив таким простым, таким понятным, таким настоящим ядом — любовью.
Что произойдет тогда с миром? Миром, в котором зародилось новое чувство между свободной непокорной женщиной и строгим ученым... чувство, которому неведомы правила, законы и порядки. Которое не знает, что такое логика и числа. Сможет ли такая любовь выстоять в этом мире Абсолюта? Разрушить прежние законы и построить новый, свободный мир?

Продолжает тему индивидуализма и индивидуальности Вероника Рот и ее трилогия «Дивергент» («Инсургент», «Аллигент»).


Буквальный перевод названия звучит как «отклоняющийся», что на первый взгляд делает роман вполне предсказуемым. Есть какая то девочка, которая не такая как все, она не подчиняется системе, грозит ее уничтожить, а, следовательно, система хочет избавиться от нее. На первый взгляд все предсказуемо, и читать уже неинтересно. Но не все так просто в этом романе. Многие, кто смотрел одноименный фильм, отметили, что главная героиня не похожа на особенную — все ее поступки весьма предсказуемы, и поступает она так же как поступил бы любой нормальный человек. Конечно, в продолжении романа рассказано, почему обычный, заурядный человек становится особенным, но мы, чтобы не раскрывать сюжет скажем лишь следующее. Иногда, вполне нормальные адекватные поступки кажутся нам странными, необычными, только потому, что «у нас так не принято», «так никто не делает». А люди, которые так поступают, считают, что дело в них, что они странные. Именно на вопрос что нормально, а что нет и пытается ответить Вероника Рот в своих произведениях. И на наш взгляд, ее точка зрения весьма интересна.


Достоинство этого произведения еще и в том, что Веронике, на момент публикации первой книги было всего 23 года, и она моментально вошла в список бестселлеров жанра.

Третье произведение, которое хочется читать — это «451 градус по Фаренгейту» Рея Бредбери.


Советуем почитать, потому что:

Во-первых, это одна из эталонных классических антиутопий, она граничит с фантастикой, но все же намного более реалистична. Во-вторых, ее концовка несколько отличается от большинства другой классики данного жанра, ожидайте интересную развязку. В-третьих, Бредбери описал в своей книге некоторые изобретения человечества, которые были изобретены намного позже выхода самой книги (к примеру, плазменный телевизор). И напоследок, эмоции главного героя довольно хорошо ложатся на впечатления воспринимающего от прочитанной информации, буквально хочется сопереживать, к тому же, в отличие от языка многих антиутопий, очень простой, текст не загружен терминами и неологизмами, что сильно облегчает прочтение.

Далее, две антиутопии, похожие между собой по обстоятельствам, положившим начало истории. Обе книги повествуют о жизни в Москве после ядерного взрыва. Но, несмотря на одинаковое начало, произведения повествуют абсолютно разные истории, раскрывающие отношения между людьми с уникальных ракурсов.

Первая антиутопия — «Кысь» Татьяны Толстой.


«Кысь» — страшная и прекрасная сказка о гибели цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное — о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного.

Дело происходит в Москве сравнительно недалекого будущего (100-200 лет), после ядерного взрыва. Главная «изюминка» сюжета в том, что все достижения цивилизации были забыты и жители погрузились в мрачное средневековье, но среди них осталось несколько выживших с доядерной эпохи, которые все помнят с тех времен и считаются ретроградами. Да и как же иначе, если они не едят «свежайших мышей» и говорят, что у котов должно быть всего четыре лапы? В общем, все перевернулось с ног на голову в этом фантасмагоричном (но не знаем на сколько нереальном!) мире, в котором все наши слабости и темные стороны души вылезли наружу, а все «разумное, доброе и вечное» кануло в Лету.

В «Метро 2033» Дмитрия Глуховского цивилизация также находится на грани исчезновения. Метро стало последним убежищем для людей, случайно оказавшимся там. Эти люди потеряли все — дом, семьи, привычную жизнь. Они забыли, как выглядит мир, они не заботятся о будущем. Главное — выжить. А еще у них нет власти. Государство погибло вместе со старым миром, оно уничтожило себя, вместе с планетой. Этим Метро отличается от других антиутопий — здесь описывается не итог того, что происходит в результате прихода к власти диктатуры. Метро подробно рассказывает, как и почему люди приходят именно к этой форме государства. Наверное, интересно знакомиться с жанром Антиутопий именно с этого произведения. Прочитав, вы поймете, что тот мир, который в них представлен — это вовсе не фантастика. Это реальность. Для людей, познавших безвыходность и отчаяние — тотальный контроль — единственно возможная альтернатива.


К антиутопичному государству приводит вовсе не случай, антиутопия — это продукт человеческих пороков, то, что в качестве альтернативы всегда сопутствует обществу. Людские недостатки не так-то просто преодолеть, они свойственны всем и каждому, и если дать им волю, они подчиняют себе все и вся.

Подобные пороки описаны и в нашумевшей трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры» («И вспыхнет пламя», «Сойка-пересмешница»).


Главный порок государства Панем, на котором держатся Голодные игры — чувство мести. В романе Коллинз описывается будущее США после очередной гражданской войны, повлекшей за собой установление деспотии, разделение страны на изолированные друг от друга районы (дистрикты), главной задачей которых становится обеспечение достатка жителей столицы — Капитолия и ее правителей. Учреждение игр — тоже результат войны. Поглощенные желанием отомстить за погибших, капитолийцы заставляют остальных участвовать в играх. Но в этих играх невозможно победить.

«Победителей нет, есть выжившие»


Верхушка этого общества полностью погрязла в пороках — во лжи, зависти, чревоугодии и вообще все, что можно представить плохого — норма для Капитолия. Ему противопоставляются жители дистриктов. Однако, Голодные игры вовсе не классическая история с делением на плохих и хороших. Главные герои романа точно так же поддаются чувству мести, как и их враги. Она поглощает их и подчиняет себе.

«Голодные игры» — это роман, который стремится ответить на один из главных вопросов — «Что такое хорошо, а что такое плохо», при этом в героях сочетаются и положительные и отрицательные качества, что, несомненно, приближает рассказ к реальности. В Играх нет плохих и хороших, есть те, кто смог убедить остальных в своей правоте. Именно они и являются победителями.

Коллинз прекрасно показала как информация и те, кто ею владеют, могут управлять миром, поэтому «Голодные игры» по праву можно назвать современной, наиболее приближенной к реальности антиутопией.