О колоколах - ARMV-2010

В рамках третьего фестиваля «Архитектура движения-2010» одной из предложенных организаторами экскурсий стала экскурсия о колоколах. Эта тема была выбрана не случайно: именно ярославская земля издревле славилась красивейшими звонницами и неповторимыми колокольными звонами. «В Ярославль да Ростов нечистый ногой не ступает, колокольный звон их покровом покрывает»,— говорили в старину.

О волшебном голосе церкви, об устройстве колоколов и особенностях русского звонарного мастерства всем собравшимся в теплый воскресный день поведали Виктор Каровский и Николай Самарин — выпускники Ярославской школы звонарей, открывшейся в нашем городе в сентябре 2005 года по благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла.

Открытие экскурсии состоялось во дворе церкви Михаила Архангела. Здесь Виктор и Николай рассказали собравшимся о появлении в 10 веке во времена крещения Руси первых колоколов. Большое внимание они уделили вопросу различия между русским и западным колокольным звоном. Во времена, когда Русь не располагала собственным сырьем для получения колокольной бронзы, многие материалы для изготовления колоколов привозили из-за границы. Вместе с ними приезжали и мастера из Германии и Италии, которые обучали русских мастеров не только литейному делу, но и звонарному искусству. Однако, в церковной музыке со временем появились и собственные традиции. Хаотичный звуковой ряд русских колоколов отличается от размеренного и четкого западного звучания. До настоящего времени в России не используется карильон — музыкальный инструмент, источником звука у которого являются колокола, выстроенные по хроматическому ряду от двух до шести октав. Колокола в карильоне закреплены неподвижно, ударают в них укрепленные внутри языки, соединенные посредством проволочной трансмиссии с клавиатурой. В российском звоне, напротив, каждый колокол автономен так же, как своенравна и независима русская душа.
Еще одна особенность русских колоколов — их громогласность: в прежние времена колокол оповещал о важных событиях целый город, а поэтому был обязан звучать очень громко.

Каждый колокол имеет свой, ни с чем не сравнимый звук: один и тот же мастер в своей мастерской из одного и того же сплава не смог бы сделать два абсолютно одинаковых «колокольных голоса». Именно поэтому издавна колоколам даже давали собственные прозвища. Для того, чтобы слушатели смогли сами в этом убедиться, Виктор Каровский продемонстрировал звучание каждого отдельного колокола на учебной звоннице. Звонкий и тонкий, умеренный и томный, громкий и грубый — в составе ансамбля под управлением грамотного дирижера разные оттенки «голосов» создают волшебную музыку, которая радует слух и умиротворяет душу.

После небольшой обзорной лекции мастеров звонарного дела группа отправилась к главному храму древнейшей Ярославской епархии — воссозданному Успенскому собору.
Для того, чтобы разобраться в технических вопросах создания колокола, экскурсия посетила выставку современного церковного искусства, открытую в дни празднования тысячелетия. Здесь каждый наглядно мог проследить шаги рождения необыкновенного музыкального инструмента.
Существуют 2 способа создания колоколов. Первый — совеменный, литейный, второй — старинный ремесленный способ создания (с помощью кружальных лекал).
С большим интересом все присутствующие узнали о том, что на тутаевском колокололитейном заводе — одном из десяти существующих в наши дни в России — все этапы создания колокола основаны на ручном труде, а в их производстве используются те же природные материалы, что использовались и двести-триста лет назад: песок, кирпич, воск, глина. Глина добывается в одном из ярославских карьеров, и в нее, по старинке, добавляют коровью шерсть, конский навоз и квасное сусло. Изготовление колокола по такой методике получается длительным — это несколько месяцев непрерывной работы. Любое отклонение от чертежа фальшивого колокола, который в будущем станет основой бронзового, может оказаться роковой ошибкой.
Подготовка внешнего украшения колокола — также длительный и кропотливый процесс. Сначала все элементы изготавливаются художником из пластилина (несмотря на кажущуюся простоту материала, это очень дорогие рельефные модели, особенно иконные), затем с них получают негативные отпечатки, и уже только потом заводской художник изготавливает элементы из воска.

Заключительная часть 1,5 часовой экскурсии оказалась самой активной и зрелищной. На звоннице, установленной рядом с собором, Николай и Виктор исполнили звоны 4 основных существующих в нашей стране стилей: ростовские звоны, звоны московского Новодевичьего монастыря, Псково—Печерского монастыря и Троице—Сергиевой Лавры. Не передать словами процесс рождения музыки колоколов. Звонарь перебирает в руках многочисленные веревки: для каждого колокола отведена своя роль.
Кульминацией исполнения стал голос главного колокола ансамбля: «Ярослав Мудрый» — колокол из меди и олова с примесью серебра весом в тысячу пудов. Чтобы заставить его произнести звук, звонарям для раскачивания главной части тела колокола-языка понадобилась помощь двух мужчин.
Гости экскурсии имели уникальную возможность собственноручно исполнить церковную музыку. Вызвавшиеся добровольцы под руководством Николая Самарина подарили слушателю Новодевичий звон: у каждого новоявленного «звонаря» был свой подопечный колокол, которым он управлял.

Музыка колокола — особенная, даже если ты находишься рядом, от нее не закладывает уши и не болит голова. Почему? Cкорее всего, потому, что колокольный звон мы слушаем душой.