Правополушарное рисование. Разбуди в себе гения!

Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора.
«Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стучите по этому камню?» Сеньор взглянул вверх и крикнул в ответ: «Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!» Сеньора звали Микеланджело Буонаротти.

Не правда ли, удивительный пример тонкого и творческого восприятия мира. Так чувствовать могут лишь настоящие художники и музыканты, архитекторы и поэты. Но так ли это?



Вспомните свое детство: когда-то каждый из нас мог увидеть в пушистом облаке чудесный замок или огнедышащего дракона. В детстве достаточно было лишь немного пофантазировать: и обычная палка превращалась в меч, а венок из цветов в роскошную корону.

Творческие способности есть в каждом, стоит лишь разбудить свою задремавшую гениальность. Интуиция и воображение — это те сферы, на которых специализируется правое полушарие. Развивать правое полушарие — значит развивать безграничный творческий потенциал, заложенный в каждом из нас от природы.

Каким же образом можно тренировать правое полушарие? На этот вопрос Молпорталу ответила Наталья Гусева, преподаватель живописи школы «Креатива»: «В жизни мы обычно опираемся на левое полушарие. Оно отвечает за обработку вербальной информации, аналитические способности, последовательное мышление и математические таланты. Чтобы развить творческие способности нужно активизировать правое полушарие. Для этого существует метод правополушарного рисования».


Данный метод был разработан на основе исследований психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего Нобелевскую премию за свои достижения в области работы головного мозга в 1981 году. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

В современных школах живописи придают большое значение технике, забывая о том, что все люди индивидуальны по природе, а потому видят мир по-разному. Однако все великие художники потому и стали великими, что следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими эмоциями и чувствами. Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича в технике может исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один «Чёрный квадрат», отражающий всю глубину сознания, заложенного в него художником.

Методы правополушарного рисования позволяют человеку уже через несколько часов начать рисовать, принципиально меняют его взгляд на окружающие предметы.

Многим не верится, что даже с нуля можно научиться рисовать за такое короткое время.

«Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга, которое обладает отличным чувством пространства и формы, чего, в общем-то, и не хватает нашим традиционным методам обучения, — рассказывает арт-директор „Школы Креатива“ Никита Гусев, — работы наших учеников при обычном сюжете, удивляют своей глубиной, необычностью, буквально излучают эмоциональное состояние».


Один из главных секретов этого метода заключается в принципиально новом подходе к обучению, когда человека учат смотреть на предметы по-другому, так, как смотрят на мир художники.

Приведем пример:

В начале занятия один из преподавателей школы правополушарного рисования в Москве попросил своих учеников сделать тестовые рисунки — нарисовать фигуру и лицо человека по памяти, а затем нарисовать портрет с натуры. Оказалось, что они очень похожи. Те же глаза, нос и губы.


Это можно объяснить тем, что, по сути, ученик не рисовал реальный портрет, когда перед ним сидел человек, а продолжал по памяти рисовать знакомые ему из детства символы, которыми рисуют человечка! Он даже не смотрел на натуру, а по-прежнему рисовал свой детский рисунок!

А это значит, что такая работа ничего не говорит о способностях к рисованию. Она говорит только о том наборе символов, которые были усвоены человеком в детстве. Всех нас когда-то учили, как «правильно» рисовать домик, человечка, дерево и т.д. И когда человек вырастает, он продолжает рисовать с помощью тех же символов!

Секрет правополушарного рисования заключается в умении видеть предмет сквозь призму нашего личного восприятия, а не замещать его символом.

Приведем ещё один пример: попробуйте нарисовать цветок.


Если вы раньше не рисовали, то, скорее всего, ваша работа будет довольно схематична.


Но, если попробовать нарисовать то, как выглядит именно этот цветок, то все его лепестки получатся разными. Все листочки будут повернуты под разным углом! Именно в этот момент подключается образное мышление. В этот момент и рождается маленький шедевр!


Понимание даже одного этого принципа способно значительно изменить взгляд человека на рисование. Эта одна из основных идей, лежащих в основе правополушарного рисования. Далее на занятиях по правополушарному рисованию опытные педагоги помогают желающим развить чувство пропорции, глазомер и набить руку, чтобы можно было легко рисовать любой предмет с натуры.

Одна из учениц ярославской школы «Креатив» Наталья Соломина после прохождения курса по правополушарному рисованию оставила такой отзыв: «Во время занятия ощущаешь себя ребенком с чувством беззаботности, и в то же время — сосредоточенности на себе. Отключаешься от всех внешних событий и ненужных мыслей. Конечно, я чувствовала, что мне понравится, но не ожидала, что настолько. Оказывается, ты живешь, живешь, и не подозреваешь, что в тебе таятся такие пласты творческих возможностей. Огромная благодарность педагогам за помощь в этом, и за вдохновение. Спасибо огромное! Я не перестаю рисовать и сейчас, и хочется это делать каждый день на радость родным, близким и друзьям. Я получаю огромное удовольствие от рисования и от того, что я приношу радость людям своим творчеством. И это после одного единственного занятия! А до этого я понятия не имела, как обращаться с красками и как держать в руках кисточки».


Освоив правополушарное рисование, можно на его основе научиться другим техникам: мастихиновой и сегментной живописи, эбру, Па чу транг, Такахаши, граттаж и многим другим.

Что это за техники? — это совсем другая история, которую мы расскажем вам чуть позже в рубрике «КУЛЬТУРизмы».

Автор: m_Aisha