Public Art c Кендалом Генри в Ярославле

«Город птиц» во Власьевском сквере — объект паблик арта, открытие которого состоялось в рамках третьего фестиваля «Архитектура движения-2010» утром 4 октября в парке у памятника Федору Волкову. Внести свой вклад в создание «птичьей инфраструктуры» мог каждый. Куратором проекта выступил консультант по программам Public Art и дизайну городского ландшафта Кендал Генри.

Как реализуется проект «Public Art» в Ярославле, мы узнали из уст одного из кураторов фестиваля Натальи Николаевой.

Кендал Генри приехал в Ярославль для того, чтобы поработать с дизайнерами, художниками, архитекторами и просто творческими людьми нашего города. Куратор не привез каких-то конкретных предложений. Главная цель поездки — простимулировать людей к творчеству и именно от них получить какие-то новые предложения.

Наталья Николаева: «В первый день мы отправились на экскурсию по городу. До этого мы предварительно зафиксировали некоторые места, которые показались нам наиболее благоприятными для творчества. Это были как пустыри, так и, напротив, неординарные заметные территории. Парк стал одним из таких объектов. Во время экскурсии Кендал заинтересовался парком. Он спросил у ребят из творческой группы: «Что вы можете рассказать про это место?» Ребята стали набрасывать свои мысли и ассоциации. Почти сразу прозвучала фраза о большом количестве птиц в парке Власьевского сквера. В резутате мозгового штурма появилась идея «птичьего посольства», оформившаяся в итоге в проект «Город птиц». Идея города всем понравилась и над ней стали работать. Проект хорош тем, что он создает открытое пространство для творчества. Любой желающий мог принять в нем участие. Уже в процессе к нам присоединялись люди. Кто-то стал колотить свой домик в самый последний момент. Более того, это открытое пространство и для горожан. Кто знает, может и они захотят добавить свои домики для птиц в этот парк. Ведь это только начало, которое мы надеемся продолжить. Наш «Город птиц» — это содружество идей, людей и настроений».



Проект Игоря Кузнецова


Движение в «Городе птиц» регулируется знаками Михаила Гусева


Скворечник Евгении Белковой


Кендал Генри с одним из своих скворечников

Как нам рассказала Наталья, «Город птиц» — это самый большой и значимый, но отнюдь не единственный проект. Есть еще и другие небольшие проекты, реализованные в рамках данного направления фестиваля «Архитектура движения». Один из них выполнил Павел Зарослов (он, кстати, принял участие и в создании «Города птиц», разрисовывая деревья и заборы забавными изображениями). В ходе прогулки по улице Володарского творческая группа обратила внимание на бетонный забор «Шинника», состоящий из трех арок, и в голову Павла пришла идея разрисовать эти арки так, чтобы они выглядели не так грустно. Так у стадиона «Шинник» появилась небольшая ироничная «фресковая живопись». Вот что рассказал нам сам художник о своем проекте и о паблик арте в Ярославле в целом: «Главное мое участие в рамках проекта, курируемого и представляемого Кендалом в Ярославле, проявилось на стадионе Шинник. Там я разрисовывал заднюю стенку стадиона. В «Городе птиц» мое участие было не таким масштабным, просто пришел, нарисовал птичек: на заборе, на деревьях. По поводу того, приживется ли паблик арт в Ярославле — думаю, что все возможно. Энтузизма у молодого поколения вполне хватает, другое дело, что здесь должно проявиться и внимание властей. Многие объекты в городе можно оживить, акцентировать на них внимание, опираясь на ресурсы молодых художников. Но, повторюсь, внимание властей в этом вопросе просто необходимо. В этот раз они отнеслись к проектам, как минимум, лояльно. К примеру, я был приятно удивлен тому факту, что мне разрешили расписать стену «Шинника»: там был достаточно своеобразный рисунок. Ну и «Город птиц» тоже был согласован достаточно легко, никаких проблем не возникло. Хочу сказать, что сегодня вечером состоится лекция, и на ней как раз будут присутствовать представители различных управленческих структур. Если они увидят и поймут, что паблик арт — это действительно нужное явление, то в дальнейшем в нашем городе появится больше возможностей для развития этого направления.

Почему лично я принял участие в этом проекте? Для меня это просто возможность весело и приятно провести время. Паблик арт ведь и ориентирован на то, чтобы сделать что-то в среде, и чтобы это было «фанни», как говорят американцы».

Среди других реализованных проектов паблик арта в Ярославле стоит назвать проекты Дениса Куликова. Денис — автор кита из прутьев, который находился на площади Мира, и огненной птицы из осенних листьев, которая появляется будто бы из ниоткуда в кроне деревьев неподалеку от парка. Для проекта «Город птиц» Денис Куликов сделал уже вторую птицу, она определенно станет «царицей Власьевского сквера».

Некоторые работы еще только будут представлены. Так, в одной из подворотен города готовится объект паблик арта от Даниила Вяткина. Также будут оформлены несколько фасадов зданий, в которых располагаются партнеры фестиваля «Архитектура движения» — сеть аптек «Аптекарь». Наталья Николаева подчеркнула, что «подобный момент сотрудничества очень важен: когда бизнес видит, что подобное взаимодействие может быть интересным и выгодным, паблик арт получает больше возможностей для развития».

Не раз в этот день возникал вопрос: есть ли будущее у паблик арта в Ярославле? По мнению людей, которые уже в этом году смогли создать свои «уличные» проекты, это будущее есть. Но все-таки для паблик арта как общественного высказывания должно быть дополнительное мужество: для того, чтобы выйти на улицу и громко крикнуть о своих мыслях и чувствах, нужно быть смелым человеком. Наталья Николаева выразила надежду, что важный опыт сотрудничества с американским куратором станет стимулом для развития, расширит границы и взгляды ярославских творческих личностей на то, как самыми простыми средствами можно оживить родной город. «А на данный момент мы имеем ситуацию, в которой все же сталкиваемся с некоторой инернтностью ярославцев», — заметила Наталья.

Но, несмотря на то, что массовый интерес к этому новому явлению в городской среде пока отсутствует, проекты под кураторством Кендала Генри стали одним из наиболее ярких событий осенних месяцев в Ярославле, объединив достаточно большое количество энтузиастов.

Екатерина Сидорова попала в проект «Город птиц» благодаря другу, который рассказал ей об этой возможности. Вместе с подругами Катя сделала кормушку-бар. Девушки повесили ее рядом с «Дудки баром», «чтобы не только люди, но и птицы могли отдыхать».

Кормушка-пакет молока — домик для птиц, автором которого тоже является Екатерина. Этот шедевр сделан как пародия на традиционные кормушки для птиц, часто изготавливаемые из молочных пакетов.

Екатерина Сидорова — пример того, что паблик арт под силу не только профессиональным архитекторам и художникам. Специального образования у нее нет, хотя творческая натура проявилась в увлечении рисованием на городских стенах. Ее кисти принадлежат действительно красивые рисунки на улицах нашего города. Они имеют мало общего с традиционным граффити, так часто встречающимися на городских стенах, поэтому девушка предпочитает определять данный вид творческой деятельности как стрит-арт.

К слову сказать, творческая команда была представлена представителями самых разных профессий. Их всех объединила идея: Ярославль можно сделать лучше, для этого не обязательно ждать, что кто-то сделает это за тебя, можно просто начать действовать самому. Илья Устюжанин — ювелир. Он, как и все остальные создатели «птичьего города», с энтузиазмом прилаживал кормушки на деревья парка: «Есть памятники, которые делает государство для народа. А есть сам народ, который сам может делать что-то для себя же. Сейчас ко мне подошла женщина и спросила, для кого предназначено это мероприятие. Я ей ответил, что это подарок нашему городу. Более того, это не просто подарок, это новая творческая волна, это глоток свежего воздуха. Наше сегодняшнее событие изначально было задумано как то, что будет интересно окружающим, подарит нашей дружной творческой компании радость и придаст волшебство Ярославлю».

Завершением презентационного дня для проекта «Город птиц» стала лекция Кендала Генри, состоявшаяся в «Горке». Это событие собрало большое количество слушателей, среди которых, как уже было упомянуто выше, присутствовали представители управленческих структур.

Трудно сказать, насколько важной и нужной показалась им идея паблик арта, но пробудить у представителей власти интерес к данной теме Кендалу Генри удалось, о чем, несомненно, свидетельствовало то количество вопросов, которое поступило из зала по окончании лекции.


Кендал Генри в свою очередь простым и доступным языком попытался рассказать всем присутствующим, что же такое Public Art. Он сделал это самым действенным способом: демонстрацией объектов паблик арта. Кендал наглядно показал, что паблик арт может не только служить целям художественного преобразования городской среды, но и обращать внимание людей на проблемы, существующие в обществе. При этом он отметил, что паблик арт может возникнуть практически в любых условиях. «Не нужно много денег и идей, просто добавь воздушный шарик, и изменится смысл, вложенный в статую», — прокомментировал одну из работ Кендал.

Вопрос финансирования паблик арта, все же очень интересовал многих посетителей лекции. Куратор привел некоторые примеры реализации проектов на практике. «Процентное искусство» — вариантов решения материального вопроса. Суть идеи заключается в выделении государством определенного процента средств, заложенных на строительство объектов, для создания объектов стрит арта на их территории. «В целом, финансирование проектов государственными и бизнес структурами оправдывает себя, привлекая к ним гораздо больше средств, чем было затрачено на выполнение самих объектов», — отметил Кендал Генри.

Посещение Кендалом Генри Ярославля — вовсе не первый визит куратора в нашу страну. Кендал выступал в данной роли и в других городах России, таких как Красноярск, Самара, Нижний Новгород, Кемерово. Данные проекты, к слову, были также продемонстрированы на лекции. В беседе с журналистом Молодежного портала Кендал Генри отметил, что, несмотря на то, что во всех городах он курирует проекты, используя одинаковые методы работы, результат везде получается абсолютно разный. Каждый город — это разные люди, разные идеи, разные места. И если говорить про место, то Ярославль Кендалу понравился. По его словам, это самый старый город, в котором ему когда-либо приходилось бывать. «Большое количество церквей, увиденные формы, несомненно, повлияют на мои будущие проекты», — отметил он. Результат, полученный в нашем городе, куратор оценивает очень высоко: креативно и ярко был выполнен большой объем работ. Кендал отметил, что он видел улыбки прохожих, обращающих внимание на созданный «Город птиц», и по его мнению, это лучший итог двухнедельной работы творческой группы.

Фото Михаила Гусева, Евгении Белковой, Игоря Кузнецова

Фотоотчёт