Портал государственных услуг Российской Федерации

Современный ритм жизни слишком интенсивен, порой настолько, что мы не успеваем уделять внимание очень важным и необходимым вещам — получению полагающихся нам от государства услуг. Всем приходилось сталкиваться с нервирующим стоянием в очередях и длинной бюрократической цепочкой оформления документов. Решить эту проблему поможет портал государственных услуг, благодаря которому все основные операции можно выполнять, не выходя из дома. Что это за ресурс и как им пользоваться? Об этом мы расскажем вам в нашей традиционной рубрике «Знать, чтобы жить». 

Что такое государственные услуги? 

Государственные услуги — это услуги, которые оказываются нам органами власти и государственными организациями на протяжении всей нашей жизни. Мы регулярно обращаемся за государственными услугами в самых разных жизненных ситуациях. Например, когда в семье рождается ребенок, для него необходимо получить первый документ — свидетельство о рождении, а также оформить денежные выплаты, записать в детский сад. Все эти услуги, за которым обращаются родители, предоставляются государством.

Когда вам исполняется 14 лет, вы можете получать некоторые государственные услуги самостоятельно. Первым делом нужно оформить паспорт гражданина РФ. К слову, за эту государственную услугу отвечает Министерство внутренних дел Российской Федерации, и оно же выдает заграничные паспорта. Хотите записаться к врачу, найти работу на лето или узнать результаты экзаменов? Все это государственные услуги! Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Получение образования, оформление различных документов, трудовые отношения — это лишь малая часть сфер жизни каждого человека, в которых не обойтись без помощи государства.

Способы получения государственных услуг

Теперь, когда мы разобрались с тем, что же такое государственные услуги, стоит узнать, как их получить. Сегодня это можно сделать тремя способами:

  • В электронном варианте, с помощью сети Интернет;
  • Через многофункциональные центры (МФЦ);
  • В традиционном порядке, посетив государственное учреждение.

Электронный способ — один из самых простых, удобных и современных. Заявление на предоставление услуги в электронной форме подается онлайн с помощью компьютера, планшета или мобильного телефона. Все необходимые документы прикрепляются в виде скана или фотографии. Подать заявление можно в любое время дня и ночи даже в праздники или выходные дни. При этом не придется выходить из дома — достаточно отправить заявление через портал gosuslugi.ru, а дальше просто следить за ходом получения услуги. Прежде чем подать заявление, пользователь может ознакомиться со всей нужной информацией о предоставлении услуги и ответственных организациях онлайн. Электронный способ сокращает число визитов в государственные учреждения, экономит время и позволяет не стоять в долгих очередях, кроме того, воспользоваться им может каждый, у кого есть доступ в Интернет.

Также электронные услуги можно получить с помощью мобильных приложений. 

Перечень государственных услуг для молодежи

На сегодняшний день на портале госуслуг вы можете найти описание более 530 государственных услуг, порядка 200 из которых доступны онлайн. Для удобства здесь мы перечислили услуги, которые предназначены для молодежи, и разделили их на категории. Часть из них являются электронными, а часть — можно получить в МФЦ или традиционным способом. Чтобы перейти к описанию той или иной услуги, нажми на ее название.

Документы
•    Выдача (замена) паспорта гражданина РФ;
•    Выдача заграничного паспорта гражданина РФ;
•    Получение страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

Здравоохранение
•    Запись на прием к врачу;
•    Выдача полисов ОМС;

Образование и досуг
•    Предоставление предварительных результатов ЕГЭ;
•    Предоставление информации о порядке государственной (итоговой) аттестации;
•    Предоставление информации о реализации образовательных программ;
•    Предоставление информации о результатах вступительных испытаний и зачислении в образовательное учреждение;
•    Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах;
•    Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках;
•    Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату и базам данных библиотек;
•    Представление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов, киносеансов;
•    Запись на обзорные, тематические и интерактивные экскурсии

Трудоустройство молодежи
•    Организация временного трудоустройства;
•    Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
•    Организация профессиональной ориентации граждан;

Социальная поддержка
•    Социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан)

Преимущества электронных государственных услуг

Экономия времени
Раньше, чтобы получить государственную услугу, нужно было прийти в учреждение с бумажными документами, отстоять очередь, пообщаться с сотрудником. Теперь государство старается переводить такие услуги в электронную форму, чтобы граждане могли получить их быстро и просто. 

Экономия денег
Немаловажным доводом в пользу электронного способа получения государственных услуг является тот факт, что теперь на портале госуслуг можно оплатить госпошлины со скидкой 30% по следующим услугам:
•    Получение или замена водительского удостоверения; 
•    Регистрация транспортного средства; 
•    Государственная регистрация брака; 
•    Регистрация расторжения брака;
•    Получение загранпаспорта старого и нового образца;
•    Паспорт гражданина РФ;
•    Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
•    Все услуги Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. 

Держат в курсе
Электронные госуслуги экономят время: какие-то из них вы получаете полностью из дома, другие — в назначенное время без очереди. 

Широкая доступность
Если вы пользуетесь Единым порталом госуслуг, то можете легко проверить, на каком этапе рассмотрения находится ваше заявление. И так со всеми услугами: каждый раз, когда статус заявления меняется, формируются уведомления, которые можно увидеть в Личном кабинете на портале или в мобильном приложении. Таким образом, вы всегда можете быть уверены в том, что с вашим заявлением все в порядке, а вопрос, по которому вы обратились к государству, решается.

Получать госуслуги из дома удобнее еще и потому, что у государственных порталов нет графика работы — они функционируют 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Подать заявление можно в любой удобный момент из любого места, где есть Интернет. Согласитесь, гораздо удобнее оформить страховой медицинский полис из дома, чем идти в страховую организацию и сидеть там в очереди. Государство старается сделать госуслуги максимально удобными и доступными. Нужно лишь пройти одну процедуру регистрации, и вы сможете получать госуслуги в любой удобный день и час, не выходя из дома и без очереди. 

Как получить электронную услугу на Портале?

Получать государственные услуги в электронной форме — просто и удобно. Чтобы вы не запутались, мы подготовили подробную инструкцию.

1.    Зарегистрируйтесь в ЕСИА
Для начала необходимо зарегистрироваться в ЕСИА — Единой системе идентификации и аутентификации. Сделать это можно на Едином портале госуслуг gosuslugi.ru по ссылке https://esia.gosuslugi.ru/registration/ или в ближайшем отделении МФЦ. После регистрации в этой системе и подтверждения личности в пункте подтверждения личности вам будет открыт полный доступ к государственным сайтам и порталам. Обратите внимание, что зарегистрироваться в ЕСИА могут только те граждане, которым уже исполнилось 14 лет. 

2.    Ознакомьтесь с описанием услуги
Ура! Теперь у вас есть логин и пароль, которые подходят для любого государственного сайта и портала, и вы можете получать электронные госуслуги. Для этого выберите в каталоге на главной странице портала интересующую вас услугу или найдите ее с помощью строки поиска и перейдите к странице с ее описанием. Внимательно изучите информацию на странице. Здесь вы найдете сведения о том, имеете ли вы право на получение услуги, какие документы нужны для ее получения, и другую важную информацию. Слева от описания услуги вы увидите меню, которое поможет вас быстро перейти к интересующему пункту.

3.    Нажмите на кнопку «Получить услугу»
После получения информации об услуге можно смело перейти к ее получению. Чтобы заполнить электронное заявление, необходимо нажать на кнопку «Получить услугу», расположенную слева от описания услуги. Часто услуга предоставляется разным категориям заявителей: физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Поэтому после нажатия кнопки, возможно, нужно будет выбрать, к какой категории вы относитесь, нажав на вариант «Я физическое лицо».

4.    Авторизуйтесь на Портале с помощью ЕСИА
Следующий шаг — авторизация на Портале с помощью ЕСИА. Нажмите на открывшейся странице кнопку «Войти» и введите логин и пароль.

5.    Заполните электронное заявление
Внесите всю необходимую информацию в поля формы электронного заявления. Сведения, которые содержатся в вашей учетной записи ЕСИА, будут заполнены автоматически. На любом шаге заполнения заявления вы сможете создать его черновик, нажав кнопку «Сохранить», и вернуться к подаче заявления в удобное время.

6.    Прикрепите необходимые документы
На этом шаге потребуется прикрепить документы, необходимые для получения услуги. Полный перечень документов вы найдете на странице с описанием услуги в пункте меню «Документы». Вы можете прикрепить скан или фотографию документа.

7.    Отправьте электронное заявление
После заполнения всех полей формы заявления нажмите на кнопку «Отправить».

8.    Следите за ходом оказания услуги
Вы можете легко отслеживать ход оказания услуги любым удобным способом: в Личном кабинете на gosuslugi.ru или по электронной почте. Вам будут приходить уведомления об изменении статуса заявления.

9.    Получите результат
По некоторым услугам получить результат услуги можно онлайн. Но иногда для получения готового документа, например, паспорта, требуется личное обращение в орган власти.

Что такое ЕСИА?

Как вы уже знаете, для того чтобы начать получать электронные госуслуги, нужно зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации, сокращенно ЕСИА. ЕСИА представляет собой логин и пароль от всех государственных порталов и сайтов. С его помощью можно подавать электронные заявления, оплачивать счета и штрафы и многое другое. Кстати, узнать оценки в электронном дневнике родители могут также с помощью ЕСИА. А с недавних пор учетная запись ЕСИА дает возможность пользоваться бесплатным беспроводным интернетом в метро Петербурга и Москвы.

Зарегистрироваться в ЕСИА могут граждане, достигшие возраста 14 лет и имеющие паспорт. Дети до 14 не могут иметь свою собственную учетную запись, информацию за них вносят в систему родители.

Теперь расскажем подробнее о том, как зарегистрироваться в ЕСИА. Весь процесс состоит из 4 простых шагов:
1.    Для начала нужно заполнить контактные данные на форме регистрации ЕСИА. 
2.    Далее в созданном личном кабинете нужно ввести данные паспорта и номер СНИЛС (он указан на вашем страховом свидетельстве в виде зеленой пластиковой карты);
3.    После этого в личный кабинет придет уведомление, что данные ваших документов успешно прошли проверку;
4.    Для завершения процесса регистрации нужно подтвердить свою личность. Для этого приходите с паспортом и СНИЛС в любой пункт подтверждения личности. Адреса их можно найти на интерактивной карте https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/

Больше информации по ссылке