Михаил Ганзен: «Малая школьная академия — проект, созданный для того, чтобы учащиеся школ могли почувствовать себя студентами университета»

По итогам XV Всероссийского Конкурса «Моя страна — моя Россия» сразу 3 участника из Ярославской области вышли в финал. Один из них — преподаватель Рыбинского университета Михаил Ганзен, который представил на суд жюри свой проект «Предуниверсарий «Малая школьная академия». Molportal.ru встретился с Михаилом лично и расспросил его об участии в конкурсе, о проекте и преподавательской деятельности. 

— Расскажите немного о себе, где учитесь, работаете? 

— Я преподаватель, работаю в Рыбинском университете (РГАТУ имени П.А. Соловьёва).

— Вы являетесь руководителем Малой школьной академии, расскажите о ней.

— Малая школьная академия — это образовательный проект, который реализуется в нашем университете с 2010 года. Говоря современными словами, это предуниверсарий, то есть проект, созданный для того, чтобы учащиеся школ могли почувствовать себя студентами университета: познакомиться с интересными специальностями, преподавателями, учебным процессом, заняться научной работой. Многим это помогает в выборе их будущей профессии, облегчает переход из школы в вуз. По сути, проект представляет собой курсы, которые проходят в течении всего учебного года. Мы постарались сделать их максимально доступными и удобными для учащихся: занятия проходят один раз в неделю в вечернее время (чтобы не создавать помех школьной программе) и являются бесплатными. 

— Вы стали финалистом конкурса «Моя страна — Моя Россия». Поделитесь впечатлениями об участии, как это было? Что вам дала победа в конкурсе?

— Мой проект «Предуниверсарий «Малая школьная академия» вышел в финал конкурса. Это очень серьёзный конкурс, даже пройти в финал было для нас большим успехом. Если не ошибаюсь, от Ярославской области в финал прошли только два проекта (прим. редакции — 3 проекта из Ярославской области вышли в финал). Я выступал в номинации «Мои открытые университеты». Конечно, хотелось победить, но проектов было много (18), они были очень разные и из разных сфер: дошкольное, школьное и высшее образование, работа с особыми детьми, и многое другое. Хотя я и не вошёл в число победителей, меня порадовало то, что мой проект не был похож на другие, был оригинальным, и жюри это отметило. Вообще, было очень интересно узнать, какие проблемы есть в сфере образования в разных регионах страны, и как люди их решают. Я познакомился со многими участниками конкурса, с некоторыми из них общаюсь до сих пор в плане обмена опытом и сотрудничества. Мне очень понравился этот конкурс, тем более что финал проходил в Санкт-Петербурге, на нескольких площадках: в педагогическом университете, в «Политехе», на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-2018). Постараюсь пробиться в финал этого конкурса в следующем году, и победить.

— Участвуете ли вы еще в каких-либо конкурсах с этим проектом? 

Раньше я почти каждый год представлял этот проект на конференциях и семинарах, посвящённых образовательным технологиям. В феврале этого года «Малая школьная академия» была представлен на Всероссийской школе студенческого самоуправления «Лидер 21 века» в Ростове-на-Дону как уникальная практика в сфере студенческого наставничества. 

— Откуда пришла идея создать Малую школьную академию?

В определённый момент возникла необходимость в таком проекте. И она сохраняется до сих пор, поэтому проект действует и развивается. Я думаю, такой подход (круглогодичные курсы) намного эффективнее, чем классическая профориентация в виде экскурсий или дней открытых дверей (хотя они тоже проводятся у нас в университете). За то время, что учащиеся школ проводят в «Малой школьной академии» (а это почти 90 часов за год), они успевают многое узнать, и главное, решить, интересна им эта специальность или нет. Многие ребята посещают сразу несколько секций, а потом выбирают одну, наиболее близкую им. 

— Какие есть направления в обучении? Какое из них пользуется наибольшим спросом у школьников?

— За прошедшие годы у нас сложился определённый набор секций, но почти каждый год появляются новые. Можно выделить три основных направления: 

  • инженерное направление (секции «Авиация и космонавтика», «3D-моделирование», «Математика в технике», «Нанотехнологии»), 
  • информационные технологии или IT (секции «Монтаж видеоклипов», «Программирование, «Робототехника»);
  • гуманитарное направление (секции «Разговорный английский язык», «Социология», «Краеведение», «Психология»).

Наибольшей популярностью традиционно пользуется направление IT.

— Есть ли какие-то интересные формы проведения занятий в академии?

— Поскольку одна из целей проекта — подготовка к учёбе в университете, мы используем университетский подход к обучению, хотя и в облегченной форме. Преподаватели проводят лекции, практические и лабораторные работы, семинары. Многие учащиеся «Малой школьной академии» выполняют небольшие исследовательские проекты, выступают на конференциях, для многих из них это становится первым опытом научной работы.

— Что вам больше всего нравится в своей работе?

— Мне нравится видеть результат моей работы и работы моих коллег. Например, когда ученик «Малой школьной академии» становится студентом нашего университета, причём учится на интересной ему специальности, которую он выбрал сам, а потом становится профессионалом в своей сфере, работает по специальности, приносит пользу себе и обществу. 

— Вы сами закончили РГАТУ? Чем руководствовались при выборе вуза и специальности?

Я закончил РГАТА, тогда наш вуз ещё назывался академией. Отсюда, кстати, и название проекта — Малая школьная АКАДЕМИЯ. Учился на специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки». И в то время, и сейчас это одна из наиболее сложных, интересных и востребованных инженерных специальностей у нас в городе. 

— Как вы учились в университете? Вы были прилежным студентом, активистом или же учеба не очень вам нравилась? С теплом вспоминаете студенчество?

Учился по-разному. На младших курсах случались и тройки, и пересдачи экзаменов, но потом, когда начались спецпредметы, учиться стало интереснее, я стал понемногу заниматься научной работой, потом решил поступить в аспирантуру. Активистом не был, о чём теперь немного жалею. Студенческие годы всегда вспоминаю с улыбкой.

— У вас есть хобби? Чем занимаетесь в свободное время?

Познаю искусство фотографии. В хорошую погоду исследую город и окрестности на велосипеде. Иногда совмещаю эти два увлечения.

— Оставьте пожелание студентам на будущий учебный год.

«Учиться, учиться и учиться» ©