Шалить нельзя наказывать

Каждый родитель, рано или поздно, сталкивается с вопросом выстраивания границ, агрессии на детей и терпимости к детским шалостям. В нашей сегодняшней статье мы постараемся разобраться, что есть детская шалость, для чего детям нужно шалить.

Знакомые ситуации: стоит родителям отвернуться — маленьким проказником тут же открываются ящики, шкафы, все содержимое которых вытаскивается на пол, туалетной бумагой выстилается пол, скотчем обклеиваются все доступные поверхности. Список продолжите сами... 

С возрастом шалости не исчезают, а приобретают все более своеобразные формы. Порой может казаться, что дети все это делают намеренно, желая насолить родителям. Что же такое «шалость»? Это открытое нарушение форм поведения, установленное взрослыми, но нарушение в форме игры. И если взрослый видит в шалости в первую очередь нарушение, то ребенок видит игру. Уже с 2-3 лет дети начинают нарушать правила вполне осознанно и это своего рода протест против правил, прощупывание границ дозволенного. Шалость не предполагает конфликта и оспаривания правил, это игра. Специфика этой игры состоит в том, что правила нарушаются открыто, как бы взрослым напоказ.

В мире взрослых существует огромное количество правил запретов и норм. В полной мере ощутить влияние этих норм на наше поведение можно сыграв в детскую имитационную игру, в которой нужно дурачиться, корчить рожи, подражать животным, для большей части взрослых это представляет определенную трудность, по крайней мере, быстрое перевоплощение. Дети как существа более живые и активные просто не в состоянии всегда находится в «рамках», особенно если эти «рамки» поставлены без учета психологических и возрастных особенностей ребенка. Шалость в этом случае — это компромисс, когда ребенок без конфронтации со взрослым способен реализовывать свои потребности в свободе действий. 

Что лежит в основе детских шалостей? Иногда в форме шалости реализуется исследовательский инстинкт, который свойственен всем живым существам. И здесь ребенок исследует не только, как устроены отдельные предметы, но и саму систему отношений со взрослыми, как бы «прощупывает» где, с кем и как можно себя вести. Шалость может быть проявлением внутренней свободы и независимости и своего рода творчеством. «Шалость» в переводе означает — «улавливать совершенное». 
По словам Шалвы Амонашвили: «Шалуны — деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности...сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений...».

Прекрасной иллюстрацией такого необычного подхода к детским шалостям выступает рассказ Веры Писаренко «Маленькая история про чувство, которое дарит миру ученых и гениев»: 

«Никто не заметил, что делала эта кроха в море. Маму этой годовалой малышки разморило на солнце и она задремала. Никто не видел, как эта егоза пробралась в море. Ее заметили, только когда она выходила из воды. Она что-то несла в пухлых ручках. На лице у нее был не восторг. Не радость. А ТРЕПЕТ. И предвкушение! Как жаль, что этих чувств взрослые часто не умеют распознавать на детских лицах. Очень жаль. Никто и не подумал вскочить и что-то предпринять. Ведь на лице девочки никто не обнаружил никаких признаков шкодливости. Поэтому произошедшего никто не ожидал. Девочка подошла к чужой, ничего не ожидавшей, мирно храпевшей под солнышком, пышной ярко-красного цвета незнакомой тёте. И... плюхнула ей на живот...
Стоп. Сейчас представьте себя пышной женщиной. Вы заснули в чудной неге на песке на теплом бреге! ВДРУГ неизвестно откуда на вас падает НЕЧТО. Оно — холодное! А вы-то раскаленная лежите, помните? Поэтому это нечто для вас — обжигающе ледяное ... Страх посылает электрический импульс в ноги — они вздрагивают широкой амплитудой (со стороны очень смешно, поверьте). Веки распахиваются сами. На вас холодная склизкое нечто и оно ЖИВОЕ! Это желе — шевелится! НА ВАС! Вы вздрагиваете всем туловищем и вот это нечто с вас то ли сползает, то ли падает. Глаза до сих пор не могут опознать, что это, и потому ваша лимбическая система накачивает вас адреналином, норадреналином с диким внутренним звоном в ушах — ОПАСНОСТЬ! ОПАСНОСТЬ! ОПАСНОСТЬ! И опасность эта не идентифицирована! То есть не известно — выживите ли вы!... 

...Но тут что-то, наконец, срабатывает в мозгу и он идентифицирует... правильно — медузу. Будете жить. Но эта мысль помогает мало. Адреналин же. Гипердоза. Попробуйте с ним успокоиться. И потому: «КТОООООООО?!» поднимается в вас звериное! «КТО ПОСМЕЛ?!» Глаза ищут агрессора. А там... РЕБЕНОК. Голопопая светлоглазая девчушка с глазами, полными какого-то божественного восторженного ожидания. Ну, и что! У вас — адреналин! Помните? ... Мгновенно гнев заливает глаза. Но тут ветром приносит мамочку этого создания с такими же широкораспахнутыми глазами, как у вас, перекошенным лицом и скрежетом зубов. У нее тоже адреналин с норадреналином. Она с неистовым криком: «Вера! Что ты делаешь?!» — очень вовремя выхватывает девочку из зоны вашего доступа. Девочка вырывается, а вы чувствуете прилив кровожадности! Понарожали тут ...! (Это не вы, это ваш гнев так ругается. А вы — хороший и добродушный человек). Вас еще долго трясет. От ужаса, возмущения, гнева. И вы кричите вслед этим людям (поспешно удаляющимся с пляжа и сыплющим извинениями). Что вы там орете, вы потом не вспомните. Это они будут это вспоминать в жутких снах. А вам это не грозит... Девочку эту вы будете помнить всю жизнь. Представили? Где-то в Крыму сейчас живет эта тетя. И помнит ту медузу. И девочку. А девочка эта выросла. И тоже помнит ту медузу. И тетю. Хотя прошло 37 лет. А девочке был тогда ровно ОДИН год.

К чему этот весь рассказ? А я вам сейчас покажу это все изнутри девочки, давайте? И станет понятно. 

Невозможно. Невозможно сидеть на песочке с мамой, когда какое-то чувство тянет, толкает тебя в море. Ты его увидела впервые в жизни! И оно — волшебное! Там есть невиданные существа! Это же чудо — медузы! А маме — неинтересно. «Не трогай это! Гадость какая!» Как же так? ЭТО ЖЕ ЧУДО! Она ЖИВАЯ и она ПЛАВАЕТ! Она такая красивая. И совершенно неизвестная! Восхитительная! В груди как будто бабочки, когда на нее смотришь! И дыхание перехватывает. И притягивает, притягивает тебя! Такое чувство. «Ты и я — одной крови!» (Так дети подходят к злым собакам и диким зверям и звери принимают их. Как родных. Волшебство).

Мама уснула. И сила притяжения к морю, к чуду оказалась сильнее страха быть отшлёпанной. И вперед! К морю. Стоишь, а они вокруг тебя плавают. ЖИВЫЕ. Счастье какое. Стоишь среди этих невиданных существ. Прикасаешься к ним. А они к тебе. Море вас качает. Чудо. Они вокруг. Чудо. Бабочки, бабочки в груди! И столько этой радости и нежности. Невозможно. Невозможно стоять тут одной. Надо с кем-то это разделить. С кем? Маме это не нравится. Медузы. Не видит чуда она. А вот та тетя? Она ближе всех. Лежит и не знает, что здесь чудеса! Надо ей отнести и показать! У нее такие печальные глаза были. Понесу ей — порадовать! О, как она удивится! Как я! И обрадуется чуду! Несу осторожно. Чтобы не уронить это чудо. Она же живая. Положу на живот тете, она откроет глаза и увидит чудо! И удивится! Откуда это чудо?! А это я принесла! И мы вместе пойдем в море, вернем туда медузу и вместе посмотрим на них в море. Как они плавают! КАК? Вот как? Вот тебе, тетя, чудо! Сюрприз! 

Дальше все происходит быстро. Крики, шлепки по попе, оттаскивание от моря. А медуза? Она там на песке! Она умирает! Никто, никто её не спасёт! Она умрет! ТАК НЕЛЬЗЯ! Она — ЧУДО! ОТПУСТИТЕ МЕНЯ! ЕЕ НАДО СПАСТИ! «МАМАаааа, НЕЕЕЕЕТ!». Почему я не могу выговаривать все эти человеческие слова?! Почему они не понимают меня без слов?! «НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!»... Да, я помню все это. Помню свои мысли. Помню, хотя мне был всего один год. Психологи говорят — эмоции были сильными, потому и помню. И мама моя помнит. И дядя. И та тетя, я думаю, помнит. Вот откуда я знаю, что дети ДУМАЮТ. РАЗМЫШЛЯЮТ. Даже очень маленькие. 

Я знаю, как работает чудесное, волшебное чувство любопытства. Как начинается с удивления. Какой трепет в груди оно рождает. Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ВСТРЕЧА С ЧУДОМ. И как она запускает размышления и зовет делать открытия! И по большому счету для встреч с чудом не требуется ничего особенного. Просто показывать мир ребенку и разделять с ним радость встреч с его чудесами. Потому что: «Человек не может не испытывать трепета, наблюдая тайны вечности, жизни, удивительного устройства бытия». (Альберт Эйнштейн) Это лучшая и самая естественная тренировка мышления. Мощный запуск. Снабженный величайшим топливом — энергией удивления и интереса, энергией трепета перед тайной. Узнавайте этот трепет на лицах детей. Чтобы беречь эти моменты и разделять с детьми их радость от встреч с чудом! Я более чем уверена — так появляются гении. 
Попытка взглянуть на ситуацию глазами ребенка это не только возможность понять природу детских поступков, но и научиться выстраивать границы допустимого в соответствии с потребностями ребенка.
А о том, как родителю устанавливать границы и минимизировать случаи раздражения от детских шалостей с учетом своих возможностей и потребностей ребенка мы поговорим в нашей следующей статье.

Материал подготовила педагог-психолог ГУ ЯО ЯОМИЦ Наталья Мочалова.

При подготовке статьи использовались материалы статьи:
http://www.centr-kolokolchik.gorodgomel.by/roditelyam/sovety-psifologa/1...