Не можешь предотвратить безобразие - возглавь его

Как мы уже выяснили в нашей предыдущей статье, шалости несут в себе очень мощный развивающий потенциал для ребенка, они необходимы для малыша словно воздух, однако это совсем не означает, что в отношениях с детьми должна царить вседозволенность. О том, как устанавливать границы допустимого в ситуациях, когда шалости не место, и как направить шалость в конструктивное русло, пойдет в речь в нашей сегодняшней статье.

Как не стать диктатором в глазах ребенка, но и не слишком его избаловать — дилемма, которая, так или иначе, маячит перед каждым родителем. Во многом это связано с тем, что в нашем сознании «быть хорошим родителем» и «все разрешать» сцепленные вещи, хотя, если задуматься, это логика пятилетнего ребенка. С другой стороны, в современном обществе планка социально одобряемого поведения детей действительно стоит высоко. Все эти вещи не осознаются, а потому исподволь управляют нами. Когда мы касаемся темы установления границ дозволенного, прежде всего, важно самим определить эти границы. Когда мы говорим о границах, мы не имеем в виду границу между взрослым и ребенком, невозможно быть по разные стороны границы со своим ребенком. Запрещая, мы исходим из основной задачи — защита ребенка и забота о нем. При этом запреты должны быть конкретны, понятны и доступны для ребенка. Более подробно о конкретных техниках установления запретов читайте в статье рубрики  

Итак, ситуации, в которых шалости не место:

  • в ситуациях, которые неприятны одному из присутствующих;
  • в ситуациях, которые несут угрозу жизни или каким-то образом могут навредить окружающим или самому ребенку;
  • в ситуациях, когда демонстрируется слишком явное нарушение социальных норм.

Возможно, вы сможете дополнить этот список исходя из того, что важно вам как родителю. 

«Шалость — ценное качество ребенка, только надо управлять им. Я давно установил для себя, что суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их». Шалва Амонашвили.

Как использовать потенциал детских шалостей?

  • Шаг первый — в случае с малышом, который еще только начинает познавать мир вокруг себя важно внимательно понаблюдать и выявить, к чему ребенок больше проявляет интерес. У кого-то это ковыряние стен, у кого-то пересыпание гороха в слив раковины, кто-то готов часами хлопать дверцей от шкафа или рисовать на обоях.
  • Шаг второй — признать, что это действо чрезвычайно важно для малыша на данном этапе его развития.
  • Шаг третий — определить возможные риски, угрозы здоровью малыша и фактические затраты. Вопросы, которые родитель должен себе задать на данном этапе: 

-То, что делает ребенок — опасно?
-Урон семейному бюджету значителен?

Если на оба вопроса ответ отрицательный, оставляем малыша в покое в его важном деле. Если выбранная форма представляет угрозу лишь нашему кошельку — ищем мирный вариант реализации данной потребности. 

Например:
нравится рисовать на обоях: расстилаем на полу рулонную бумагу, обговариваем, где можно рисовать, где нет, следим за соблюдением правил. Вариант попроще: покупаем водные мелки, помещаем малыша в ванну с мелками, вуаля — творчество не знает границ. Наверняка в каждой семье найдется таких креативных идей использования бытовых предметов в развитии ребенка и совместных шалостях (будем рады увидеть их в комментариях к статье). Также в помощь родителю производители создают разнообразные бизиборды — доски с множеством устройств и приспособлений (молнии, крючки, кнопки) некие аналоги взрослых предметов, позволяющие развивать мелкую моторику без ущерба для имущества и родительских нервов.
Главное, что необходимо запомнить, — если ребенок шалит, значит, он растет и развивается и с ним все в порядке.

Материал подготовила педагог-психолог ГУ ЯО ЯОМИЦ Наталья Мочалова.

При подготовке статьи использовались материалы статей:
https://chipsjournal-ru.livejournal.com/86990.html 
http://www.centr-kolokolchik.gorodgomel.by/roditelyam/sovety-psifologa/1...

Вам будет интересно: