Игра для других и себя: Евгений Кузнецов о театре и том, как стать профессионалом в своем деле

Каждая профессия — это набор ценных навыков, обладая которыми, ты становишься профессионалом. Порой кажется, что выбор в сторону творческой профессии дается куда легче, чем штудирование тяжелых книжек по анатомии или программированию. А что насчет театра, где главный «инструмент» для работы — это ты сам? Сегодня в рубрике «Лица» Евгений Кузнецов — студент Ярославского государственного театрального института, который рассказал нам о том, чем могут помочь в жизни театральные курсы, как спастись от выгорания и стать профессионалом в любом деле.

— Расскажи немного о себе — где учишься, чем занимаешься?

Ну что ж, я студент Ярославского государственного театрального института. На данный момент я на III курсе мастерской Олега Леонидовича Нагорнечных. Сам родом из маленького города под названием Москва:)

— Почему именно ЯГТИ? Это была мечта детства или спонтанное решение?

Почему именно ЯГТИ? Давайте по порядку. Само решение поступить в театральный было спонтанным — я как раз заканчивал медицинский колледж, и у меня уже было целевое направление поступить во второй мед на педиатрию (да, когда-то я мечтал стать детским врачом), но потом у меня в голове что-то щёлкнуло. Я сам не знаю, что это было, но вместо того, чтобы вести документы в мед, я пошёл проходить вступительные экзамены в театральный. Почему именно Ярославль? Причина очень простая — в Москве в «золотую пятерку» я не поступил, в Питере тоже, и вот, мне рассказали про Ярославскую театральную школу, и я подумал «А почему бы и нет?». И вот — теперь я студент 3 курса ЯГТИ, и мне это нравится.

Игра для других и себя: Евгений Кузнецов о театре и том, как стать профессионалом в своем деле, изображение №2

— Интерес к театру сейчас достаточно высок. Кому-то интересно просто посещать спектакли, а кто-то углубляется в игру и думает: «Как это все у них получается?». Что самое сложное на пути к мечте?

Да, я и правда часто сталкиваюсь с такими вопросами: «Как это у вас так получается», «Как вы это делаете ?». Тут секрет безумно простой — любое творчество должно быть искренним и про тебя. Не важно — стихотворение это или спектакль, танец или песня. Главное, чтобы это трогало тебя, чтобы та история, которую ты хочешь рассказать, была для тебя важной и даже интимной, чтобы это было что-то личное, и ты будто умрешь, если это не расскажешь! Такое творчество всегда найдёт отклик у зрителя, потому что будет искренним.

Что сложно на пути к мечте? Трудный вопрос...Я думаю, что уже сам путь труднее всего, и главное, не свернуть с него. Про путь к мечте классно написал Пауло Коэльо в «Алхимике».

— Игра — это не только про театр. Как обрести уверенность в себе на сцене? Есть действенные приемы?

Вопрос про уверенность почти самый частный вопрос, после вопроса о том, как мы запоминаем столько текста. Конечно, нас учат всяким разным тренингам на снятие зажимов, приобретение уверенности, но мне лично кажется, что уверенность приходит с опытом. Чем чаще ты выходишь на сцену, тем комфортнее ты себя чувствуешь и понимаешь свои слабые и сильные стороны. Поэтому лично для меня уверенность — это в первую очередь опыт.

— Ты уже не раз проводил мастер-класс по актерскому мастерству в лагерях молодежного актива. Есть какие-то «волшебные» упражнения, которые лучше всего помогают раскрепоститься?

Мне очень нравится упражнение с танцами. Когда включаешь музыку и ты должен «дрыгаться» под неё, именно не танцевать, а «дрыгаться». В жизни мы очень часто боимся выглядеть глупо, странно, но в этом и есть наша фишка — мы такие, какие есть. Да, ты танцуешь странно, но тебе так нравится и не надо этого бояться. Вот это, наверное, мое самое любимое упражнение.

Игра для других и себя: Евгений Кузнецов о театре и том, как стать профессионалом в своем деле, изображение №3

В одном детском лагере мы с ребятами взяли наушники и пошли гулять по лагерю, слушали песни и танцевали под них. Со стороны выглядело очень странно, но им очень понравилось. Так хорошо оторвались!:)

— Что значит «быть собой» и получается ли это, когда приходится играть совершенно несвойственные для тебя черты?

Быть собой. Кто я такой ? На это мы тратим целый год в театральном институте. Есть куча разных тренингов, чтобы понять и узнать себя. Когда мы получаем какую-то роль, то мы начинаем над ней работать. Мы придумываем историю этого персонажа: кто у него мама или папа, где он работает, есть ли жена или девушка (если, конечно, этого нет у автора) и т.д. Суть в том, что мы должны «пристроить» этого персонажа. Бывает такое, что тебе нужно играть сильного, властного персонажа с характером, а ты сам не такой. Ты начинаешь копаться в себе, искать, вспоминать, где и когда ты был таким или проявлял похожие качества. Ещё есть такая шутка как наблюдение. Мы часто наблюдаем за людьми и ищем наших персонажей в реальной жизни, а потом просто «переносим» их на сцену. Но всё равно, кого бы ты не играл, ты всегда остаёшься собой. Да, это очень тонкая грань, но она есть.

Игра для других и себя: Евгений Кузнецов о театре и том, как стать профессионалом в своем деле, изображение №4

— Как бороться с «выгоранием»?

Выгорание? Ой, ну это прям вообще наша история. Творческие люди очень быстро переключаются, быстро остывают. Но наш мастер учит нас скрупулезности, мелочам, длительной работе над одним материалом.

История: в начале второго курса у нас было упражнение профессиональный навык (это когда мы берём какую-то профессию и переносим её на площадку). В нем мы должны были найти себе профессию и наставника, и обучиться за месяц делать эту работу круто и творчески (шиномонтажник, пиццер, врач, пекарь и т.д). Я и ещё пара ребят выбрали врачей — мы делали операцию прямо в аудитории. Мы ходили в больницу, наблюдали. Ну а потом воссоздали операционную у нас в аудитории. Понятно, что мы не сможем принести такое оборудование, но мы начали с мелочей: со звука пищания аппаратов и света. И вот это упражнение научило работать над мелочами, потому что они важны, заниматься одним делом долго, и научило нас тому, что любая профессия может быть творческая. Просто наш мастер очень дотошный человек и, кажется, он знает всё на свете. Стоило мне не так взять скальпель или приложить чуть меньше усилий, он сразу говорил, что это всё брехня — идите снова в больницу и учитесь! А как-то раз после показа он нам вообще сказал, что если он ещё раз увидит пустую аудиторию, или что мы сидим, ходим без дела по коридорам, он нас всех отчислит. Все это потому, что мы должны быть профессионалами в тех профессиях, которые мы выбрали, а профессионал — это работа 24/7. Это упражнение многому нас научило! Было очень сложно, но круто. Теперь у нас на курсе есть крутой бармен, пиццер, шиномонтажник, пару пекарей:)

— Помогает ли игра (в театре или на любой другой сцене) лучше понимать других людей?

Скорее не игра помогает, а твоё внимание. Так называемое «актёрское внимание». Иногда я сам пользуюсь этим, когда нужно найти подход к людям — иногда получается, а иногда нет. Но, на самом деле, тут важно твоё желание понять людей и твоя внимательность. Иногда я могу быть очень внимательным, а зачастую я не вижу самых очевидных вещей. Как это работает? Я сам не знаю.

— Все-таки зададим этот популярный вопрос: «Как же вам удается выучить так много текста и не забыть его?»:)

Текст. Дааа, самый часто задаваемый вопрос:) На самом деле, опять же, это уже профессиональный навык. Мы учим текст немного по-другому. Мы учим его «на ногах». Кому-то достаточно прочитать текст один раз, и он уже запомнит, — среди моих одногруппников есть такие. Но в основном, чем больше ты учишь, тем проще становиться запоминать. Нужно всегда улавливать суть текста.