Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня, или о роли бабушек в воспитании детей

В современном обществе семья переживает качественные изменения, которые связаны с глобальными социальными процессами. Например, в связи с урбанизацией ослабевают связи между родственниками, разрушается многопоколенная семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.).

В настоящее время в России семьи состоят преимущественно из супругов с детьми. Из-за того, что семьи становятся более мелкими основаниями, иногда они включают только мужчину и женщину, теряется связь как внутри рода, так и с обществом. При этом для связи нужно не столько фактическое проживание всех членов расширенной семьи в одном доме, сколько эмоциональная включенность в жизнь семьи и детей.

Зачастую семейные войны «из-за воспитания» становятся на пути сближения семьи. Людмила Петрановская видит причиной таких войн конфликты поколений, которые не имеют никакого отношения к детям и воспитанию как таковому. Мы можем быть в плену убеждений «Только я знаю, как надо. Только я понимаю моего ребенка». У молодого поколения есть обиды на старшее поколение, и есть потребность доказать, что оно лучше понимает в воспитании детей. Поэтому так важно обращать внимание на то, что лежит в глубине нашего несогласия, возможно, это какая-то наша внутренняя потребность, которую нужно осознать и поискать более конструктивные способы ее удовлетворения.

Как же выстраивать диалог со старшим поколением?

Во-первых, благодарить. То, что должен уметь делать каждый родитель. За любую оказанную помощь нужно и важно говорить спасибо.

Во-вторых, учится доверять, пусть и не во всем вы согласны с их методами воспитания. Важно принять тот факт, что правила, которые устанавливают родители и бабушки могут быть разными. Важно, чтобы таких разногласий в подходах не было между мамой и папой. Дети быстро адаптируются к условиям, более того разнообразие взаимоотношений с разными людьми учит ребенка быть более гибким. Главное дать детям понять, что это разные ситуации общения, и вести себя с родителями так же, как с бабушкой и дедушкой, неблагоразумно.

В-третьих, помнить, что эмоциональное спокойствие взрослых — не забота ребенка. Как пишет Людмила Петрановская:

«Если бабушки что-то делают для нас, нужно говорить им спасибо, подчеркивать их значимость, испытывать благодарность, но не угождать. Нельзя приносить собственную жизнь в жертву, чтобы не расстраивать или не обижать бабушку, и уж тем более нельзя ради этого ломать ребенка. Дети не обязаны учитывать амбиции взрослых. Но любые попытки ребенка проявить неуважение должны пресекаться: если бабушка спит, нельзя шуметь, с ней нельзя говорить грубо, резко. Это же бабушка! С младенчества следует воспитывать уважение к старшим. Однако каждый родитель должен помнить, что он несет ответственность за ребенка и его обязательства перед ребенком всегда первичны. Мы должны защищать своих детей, а не создавать с их помощью чей-то психологический комфорт».

«Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня», — речь в поговорке не только про сложность и многозадачность родительской роли, но и про развитие ребенка. Ведь чем больше рядом с ребенком заботливых взрослых, тем спокойнее и увереннее он себя чувствует. Полноценное развитие возможно только из точки покоя. Все это отсылает нас к теории привязанности Ньюфельда, согласно которой в «деревню привязанности» включаются не только мама с папой, но и близкие родственники, друзья семьи.

Поддержка близких людей дает ребенку чувство безопасности и помогает справляться с жизненными трудностями. Близкая связь с бабушкой и дедушкой учит детей уважительнее относиться к другим пожилым людям. В отличие от родителей, бабушки и дедушки находятся в одном с ребенком «временном пространстве», живут текущим моментом и обладают большим временным ресурсом, чем родители. Как правило, они включены в заботы и переживания ребенка и, безусловно, принимают внуков такими, какие они есть.

Понимание семейной истории и того, как можно вписать себя в общесемейную картину мира, помогает лучше контролировать свою жизнь, когда события выходят из-под контроля. Недаром народная мудрость учит не забывать своих корней, иначе можно остаться без будущего. Рассказы бабушки о том, какими были мама или папа ребенка в его возрасте и с какими проблемами сталкивались, помогают детям пережить их собственные невзгоды. Те, кто не имел возможности общаться с прародителями, лишены шанса собрать важную часть пазла в своей личной истории. Когда мы запрещаем бабушкам и дедушкам видеться с внуками, мы сильно обедняем развитие малышей. Любимые бабушки и дедушки — это носители великой мудрости, которой они готовы делиться со своими внучатами. А мудрость, как известно, помогает нам не просто выживать в этом мире, а жить в нем с удовольствием.

 

 

Любите, уважайте и берегите своих бабушек и дедушек.

Статью подготовила педагог-психолог ГАУ ЯО «Дворец молодежи» Мочалова Наталья