Подросток в 14 лет: физиологический и психологический аспекты взросления

Сегодня в нашей постоянной рубрике «Знать, чтобы жить» педагог-психолог Ярославского областного молодежного информационного центра Людмила Акулова продолжит разговор о важном возрастном этапе 14 лет. В этот раз она расскажет про физиологические и психологические особенности этого возраста, которые отражают внутреннюю суть взросления.

Физиологические особенности возраста

Четырнадцать лет — возраст, когда половое созревание идет полным ходом, а у многих подростков приближается к завершению. Четырнадцатилетние подростки в большинстве случаев переживают за свою внешнюю привлекательность, интересуются вопросами взаимоотношения полов и физической близостью, пытаются разобраться в особенностях собственного тела.

При всем этом подросток четырнадцати лет может любыми способами избегать посещений врача. К педиатру он не хочет идти, поскольку это «детский врач» в то время, как сам он себя ребенком не считает. В то же время он не жаждет встречаться и с взрослыми врачами (терапевтом, гинекологом, урологом), поскольку испытывает неловкость и не знает, может ли он довериться этим новым людям.

Что делать?

1. Посещать плановые медицинские осмотры и использовать возможность встречи с врачом для получения консультации по интересующим вопросам.

2. Соблюдать правила личной гигиены и следить за внешним видом.
С детства подросток знаком с азбукой личной гигиены и понимает, что душ желательно принимать ежедневно, чистить зубы нужно регулярно два раза в день, следить за состоянием ногтей и ушей и прочими частями тела. При необходимости пользоваться дезодорантом.

Но в 14 лет подросток уже способен справляться с более сложными задачами:
− самостоятельно выбирать одежду и подбирать её для того или иного случая,
− понимать отличия натуральных тканей от искусственных синтетических материалов и учитывать их влияние на организм,
− гладить повседневные и праздничные вещи, принимая во внимание рекомендациями по уходу и эксплуатации одежды (на ярлыках);
− ухаживать за обувью (сушить, чистить, пользоваться по необходимости средствами ухода),
− самостоятельно стирать своё нижнее бельё (хотя значительное число детей делают это в гораздо более раннем возрасте).

3. Вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни становится сегодня для многих не просто модным увлечением, но очевидной необходимостью.

4. Замечательно, если подросток освоит базовые навыки оказания первой медицинской помощи, будет иметь представления о мерах профилактики в период сезонных эпидемий и симптомах наиболее распространенных заболеваний. Следует помнить при этом, что прибегать к самолечению категорически запрещено.

5. Использовать проверенные источники для получения знаний о половых отношениях и способах контрацепции.

В мире существуют венерические заболевания и риск нежелательной беременности. Информация о ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем) с картинками и с описаниями страданий нередко отталкивает подростка, но она нужна не для того, чтобы шокировать юный ум, а чтобы прибавить ответственности.

Для девочек-подростков мечтать о создании семьи и роли матери — очень естественно. Но ранние беременности не самый лучший способ осуществить свои мечты. Достаточно иметь контакт с родственницей или подругой — счастливой мамой, у которой есть маленький ребенок. Общение с ней и малышом может дать полезный опыт для планирования в дальнейшем собственной семьи.

Психологические особенности возраста

Влияние гормонов в этом возрасте еще не закончилось, и управлять своими состояниями нужно еще учиться. У подростков в этом возрасте могут доминировать следующие черты: импульсивность, подверженность смене настроений, желание получить быстрый результат, сильные чувства.

Кроме того 14летним свойственен так называемый юношеский максимализм — крайность в каких-либо требованиях, во взглядах (когда или все, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему — миру, жизни, людям). При этом выражено стремление к идеализации привлекательных людей и событий, доверчивость, не достаточно четкое представление о последствиях и рисках своего и чужого поведения.

Дружба в этом возрасте значит очень много. Нередки ситуации, когда лучший друг становится человеком, замещающим фигуры родителей. Однако дружба между подростками не очень крепка, может внезапно разрушиться от сплетен, непонимания или других факторов, что будет воспринято болезненно. Очень часто подросток чувствует себя чрезмерно смущенным, беззащитным и одиноким, в частности оттого, что обнаруживает хрупкость и ненадежность отношений со сверстниками.

Подростки очень зависимы от мнения сверстников. Сверстники служат мощным ориентиром во многих вопросах стандартов поведения, а родительское влияние резко ослабевает. Стремление отстоять свою независимость в семье нередко осложняет взаимоотношения и провоцирует конфликты. Подросток может не хотеть присоединяться к семейным сборищам по праздникам, сопротивляться вступлению родителей в родительский комитет, сблизиться с другим взрослым человеком вне семьи (учитель, родитель друга и т. п.).

Что делать?

1. Развивать культуру общения.
Рассмотрим подробнее, что включено в это широкое понятие:
Во-первых, с уважением относится к представителям других народов и культур, принимать их непохожесть. Знание традиций, культуры и искусства других стран и народов только обогащает личность.
Во-вторых, учиться договариваться и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Конфликты могут возникать, но подросток должен уметь их разрешать без применения физической силы и зарывания в личных обидах. Кроме того, важно уметь словесно постоять за себя.
В-третьих, (и это будет цениться во все времена) уметь заботиться о младших и пожилых, поддерживать близких и друзей в трудной ситуации, проявлять внимание к тем, кто рядом.

2. Понимать, что взрослые могут быть не правы и не всегда готовы быть образцами для подражания. Но у каждого взрослого есть то, чему у него можно поучиться. Присмотритесь!

3. Участвуйте в групповых мероприятиях.
Школа — это место, где подростки не только получают знания и осваивают науки, но и получают опыт социализации, учатся налаживать взаимоотношения, дружить. Школьные мероприятия дают возможность проявить себя не только с точки зрения учебы.

Случается так, что подростку по тем или иным причинам не удается раскрыться в школьном коллективе. Такое бывает, но это не повод унывать и замыкаться в себе. Один из способов справиться с этим: найти группу единомышленников.

Огромное количество городских секций, студий, кружков собирают ребят по интересам и увлечениям. Еще одним очень востребованным сегодня направлением становится волонтерство. Помогая другим, подросток не только получает возможность чувствовать себя полезным и нужным, но и оказывается в эпицентре активной городской жизни.

Один из таких волонтерских отрядов действует на базе государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»: Отряд волонтеров-социальных наставников «Свет надежды».
Контактная информация: телефон (4852) 73-28-22, Ольга Чемурова (куратор). Узнать больше о дружной волонтерской семье ОвСН «Свет надежды» можно, заглянув в группу в социальной сети «Вконтакте»

4. Читайте!
Несмотря на большую популярность гаджетов и социальных сетей, они не дают подростку радости живого интересного общения, не помогают разобраться в себе, понять свой внутренний мир и мир других людей. Классические произведения, которые рекомендованы школьной программой, безусловно, полезны, но не учитывают особенности настоящего времени. Большинство подростков находят ответы на интересующие их вопросы в произведениях современных авторов.
Хороший обзор современной литературы для подростков 12-14 лет сделала учитель русского языка Ольга Крусь.

Мы продолжим разговор, посвященный четырнадцатилетним подросткам, в следующей статье в марте. И обратим внимание на те требования, которые предъявляет к взрослеющему человеку жизнь, и выясним отношение подростков к хозяйственным вопросам.

В статье были использованы материалы с сайтов:
http://www.nirsi.ru
http://womanadvice.ru
http://www.papaimama.ru