Спорт привлекает и вдохновляет. Спорт воспитывает и закаляет характер. Спорт выбирает. Далеко не каждый юный спортсмен добивается заметных результатов. Но тем ценнее роль тренера, который пройдя сам этот путь, зажигает новые «звездочки» и «звезды».
Сегодня речь пойдет о художественной гимнастике — одном из самых красивых и женственных видов спорта. Секретами успеха в этом виде спорта с нами поделилась Любовь Усманова, старший тренер по художественной гимнастике МУ СШОР № 8 им. Беляйкого, судья всероссийской категории, тренер высшей категории, за 28 лет работы подготовившей членов сборных команд России, победителей и призёров многочисленных российских и международных соревнований, мастеров спорта.
— Любовь Анатольевна, как Вы оказались в художественной гимнастке? Как складывался Ваш путь в спорте?
— В детский садик, который я посещала, пришла тренер и пригласила меня на занятия по художественной гимнастике. Я влюбилась в этот красивый вид спорта и с ранних лет все свободное время посвящала ему. Я попала к очень хорошим, сильным тренерам, которые привили любовь гимнастике. Со временем увеличивались тренировочные нагрузки. В 12 лет я прошла отбор в училище олимпийского резерва г. Волгограда, где были собраны лучшие спортсмены города, области, а также ведущие спортсмены других регионов. График был очень плотным: тренировки шесть раз в неделю по 6-8 часов в день. Утром — тренировка, днём — школа, вечером — тренировка. Порой приходилось очень тяжело. Тренировки, сборы, соревнования, школа — этим была наполнена жизнь. В 15 лет я получила звание мастера спорта СССР по художественной гимнастике. По окончании ВУОР поступила в Волгоградскую государственную академию физической культуры и спорта. Продолжая выступать, готовила себя к тренерской деятельности.
— В Ярославле Вы тоже оказались благодаря спорту?
— Да, нужен был тренер по художественной гимнастике — позвали меня. И в 2011 году мы всей семьей перебрались в Ярославль. У нас спортивная семья. Муж и сын занимаются футболом.
— Спорт в работе и семье — замечательно! Вы сопровождаете детей в спорте от юного возраста до профессиональных успехов — что на этом пути запоминается больше всего?
— Каждый ребёнок меня учит чему-то новому. Каждый из них уникален, неповторим. Каждый оставляет след в моей памяти. Все их победы и поражения я проживаю как свои.
— С какого возраста нужно прийти в спорт, чтоб «успеть»? Когда целесообразно начинать заниматься художественной гимнастикой?
— Художественная гимнастика очень молодой вид спорта, как правило, девочки начинают заниматься с пяти — шести лет, но есть и более развитые дети, которые с четырёх лет.
— Какие особенности (мотивационные, антропометрические и т.д.) должны проявиться у чада, чтобы родители распознали склонности к художественной гимнастике?
— В художественной гимнастике немаловажную роль играет эстетическая составляющая. При отборе детей в секцию оценивается не только природная гибкость, но и внешние данные девочек. Будущая гимнастка должна быть стройной, пропорционально сложенной, миловидной. Если девочка пухленькая, тренер обратит внимание на родителей, чтобы посмотреть на их телосложение. И по опыту определит, как ребёнок станет развиваться: похудеет либо будет склонен к полноте.
— Какие самые распространенные заблуждения есть у родителей, приводящих детей в спорт?
— Существует основное заблуждение — перенос на ребенка собственных желаний. Нельзя реализовать свои амбиции через ребёнка.
— Как, с Вашей точки зрения, выглядит формула успеха? Что самое трудное?
— Самое трудное на пути к большому успеху — преодоление своих слабостей, ежедневные проявление трудолюбия, терпения, упорство. Чтобы был результат, нужны любовь к выбранному виду спорта, каждодневный упорный труд, капелька везения, ответственность, самоотдача. И, конечно же, грамотный, любящий свое дело тренер.
— По каким причинам в основном, дети уходят из спорта, перестают заниматься гимнастикой?
— Есть различные причины: банальная лень, смена интересов — переход в другой вид спорта, спортивные травмы. Один из главных психологических моментов — конкуренция.
— Последнее время все чаще говорят о роли психолога в становлении спортсмена. Однако тренеры по-разному относятся к участию психолога в жизни спортсмена. Что думаете на этот счет Вы?
— Психологические трудности преследуют гимнастку на всём пути. Роль спортивного психолога велика. Он взаимодействует в треугольнике родитель-тренер-спортсмен, внутри которого помогает справиться с предстартовый волнением, страхами, трудностями самооценки. На начальном этапе психологом является тренер. Профессиональная жизнь гимнастки коротка, но очень насыщенна. Соревнования, сборы, различные страны, города. Поэтому важно помогать адаптироваться к нагрузкам. Гимнастки, справившиеся с этими испытаниями, по жизни становится ответственными, трудолюбивыми, дисциплинированными.
— Сколько длиться профессиональная жизнь спортсмена в художественной гимнастике? Что потом?
— После окончания спортивной карьеры, выбирают различные профессии: кто-то связывают себя со спортом, кто-то выбирает другие сферы — врач, юрист, общественный деятель и т.д.
— Что бы Вы посоветовали нашим читателям — родителям с детьми, которым еще предстоит определиться с любимым делом?
— Поддерживайте и помогайте своему ребенку! Но не забывайте о строгости. Необходимо воспитывать личным примером — показывать, что такое труд и успех примером собственной жизни. Важно понимать, профессиональный спорт — это большие нагрузки. Но при всем том художественная гимнастика — это красота, женственность и особое качество жизни.
А мы в свою очередь желаем Любови Анатольевне получать больше поводов для радости и вдохновения! Пусть под чутким руководством тренера зажигаются новые звезды!
Интервью провела Акулова Людмила, педагог-психолог ГАУ ЯО «Дворец молодежи»