Почему взрослые должны уметь разбираться в компьютерных играх (монолог обеспокоенной мамы)

Предупреждение: в тексте присутствует ирония и стилистически сниженная лексика. Людям с чувствительной психикой дальше не читать.

Ох уж эти компьютерные игры! Миллионы родителей они реально бесят. Зло в чистом виде! Не сами по себе, конечно. И не те, в которые играют сами родители. Ведь нам взрослым можно: у нас стресс, начальство, пробки, цены, пандемия, в конце концов. Да и что такого предосудительного в том, чтобы немного расслабиться перед экраном в конце напряженного рабочего дня? Ой, то есть, после, конечно же, после рабочего дня. Тем более что уже и наша любимая личность железобетонно сложилась, на нее не так-то просто оказать негативное влияние.

Так, стоп. Получается какой-то манифест в защиту этих самых пресловутых компьютерных игр. Начнем сначала, вдумчиво и осторожно. Итак, взрослым можно, если не в ущерб семье, без значительных финансовых затрат, дозированно, в перерывах между работой и ремонтом, в отсутствие детей, пожилых родственников и котов, чтобы не подавать дурной пример.

А вот подросткам нельзя. Вернее, можно, но иногда, по расписанию, под контролем. Потому что отвлекает от учебы, вредно воздействует на зрение и осанку, утомляет, вызывает агрессию, игровую зависимость, отрыв от реальности. И это только сами игры. А социальные сети? А всплывающая реклама внезапных обогащений? А новые «потрясающе реалистичные игры, пока родители не видят»?

Ох, голова кругом... Ну, хорошо, начнем с самого простого — посмотрим, что сказано о допустимой длительности работы/учебы/игры за компьютером в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

«В соответствии с «Гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» время за компьютером на уроке не должно превышать:
для учеников 1-4 классов — 15-ти минут;
для учеников 5-7 классов — 20 минут;
для учеников 8-9 классов — 25 минут;
для старшеклассников 10-11 классов на первом часу учебных занятий — 30 минут и на втором — 20 минут.
Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
для обучающихся 2-5классов — не более 60 минут;
для обучающихся 6 классов и старше — не более 90 минут.
При этом время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для 2-5 классов и 15 минут для учащихся более старших классов.
Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется».

Вот как, считанные минуты! Вы серьезно? Понятно, что это официальный документ, ответственное мнение врачей, педагогов, психологов. Нормы такие, чтобы уж точно не навредить, гарантированно защитить. Специалистам это важно. Когда ребенок в школе, педагогический коллектив за него отвечает и в его интересах строго соблюдать эти нормы, а также уровень освещенности, высоту стола, расстояние до экрана, размер буковок...

А дома? Ну, дома совсем другое дело, дома — реальная суровая действительность. Безо всех этих миндальничаний с нормами, ответственностью, защитой, заботой. Нормальные-то родители понимают, что все это оторвано от жизни. И вообще, СанПиН — это сугубо рекомендательные нормы, а предельно допустимые нагрузки могут быть значительно выше, так что ребенок не развалится. Или развалится, но не сразу.

Ох, поймали... Ну хорошо, а что вы предлагаете? Стоять у ребенка над душой с секундомером? Программы родительского контроля устанавливать? И когда всем этим воспитанием заниматься?! Тут в инсте целый час не была, себяшечку на фоне бездонной пропасти сделать некогда! А вы говорите, ребенок за компьютером на второй год остался. Подумаешь, большое дело, пусть привыкает. Сам учится справляться с проблемами, сам учится себя регулировать, сам мой родительский контроль за собой устанавливает и сам за СанПиНами следит. Я же не педагогический коллектив, мне за ребенка перед государством отвечать не надо!

Ну, то есть, надо, конечно. Я же все-таки мать, и не какая-то «яжемать», а мама, мамочка, мамулечка, любящая и заботливая. Итак, возвращаем себе трезвость ума и... здоровье глаз, для начала. Что там советуют специалисты?

«Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:
чаще переводить взгляд на удаленный объект;
правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
моргать каждые 3-5 секунд;
выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора;
по возможности сокращать время работы за компьютером;
делать 2-3-минутные перерывы
».

Ну, это легко. Это я сама могу делать, ребенка научить и мужа проинструктировать (хотя в близорукости мужа есть свои плюсы). А что специалисты о программах родительского контроля говорят?

«Многие родители считают необходимым отслеживать пользовательскую активность своего чада в интернете, устанавливая специальные программы родительского контроля на компьютере. Другие не видят в этом резона, полагая, что ребёнок всё равно узнает интересующую его информацию в процессе общения со сверстниками.

Конечно, смысл в установлении программ родительского контроля однозначно есть. В частности, блокируются сайты с «недетским» содержимым. Кроме того, можно легко распоряжаться временем, проводимым за ПК, путем использования функции автоматического выключения через заданный интервал с возможностью предупреждающего оповещения об этом. Есть возможность на ваше усмотрение ограничить доступ к играм или некоторым приложениям.

Но имейте в виду, что ни одно программное обеспечение не идеально, так что ни одна даже самая лучшая программа родительского контроля не даст гарантий полной безопасности. Более того, школьник может проявить сообразительность и задать в поиске «Как убрать родительский контроль на ПК», после чего, следуя инструкции, обойти запрет.

Не забывайте также о смартфонах и планшетах, которые контролировать гораздо сложнее.

Часто сама возможность родительского контроля, озвученная родителем, обладает защитной силой. Многие подростки не станут заходить на неподходящие сайты, зная, что их действия не останутся незамеченными».

Как-то не слишком обнадеживающе звучит. Я-то думала, программа родительского контроля — это мощный барьер, стопроцентная защита, железный занавес — установил и спи-отдыхай. Видимо, придется все-таки заниматься воспитанием в классическом смысле. Это значит, если кто не в курсе, что надо поддерживать с ребенком доверительные отношения, воспитывать на своем примере — и все такое.

А если не поможет, то что? Наказывать? Да, кстати, как у нас в классическом воспитании с наказаниями? Ну, например, за злостное непослушание? Вам не кажется, что тут компьютерные игры очень пригодились бы. Не прибрался в своей берлоге — и нет тебе, к примеру, Майнкрафта.
Как раз на днях историю такую прочитала, поучительную. Там, правда, слово одно нехорошее встречается, но мы люди взрослые, я вас сейчас просто предупрежу по всем правилам. Внимание! В переводе сохранена авторская стилистически сниженная лексика!

«Я удалил «Майнкрафт» своего сына, и кто я после этого?
У меня двое детей — девятилетний сын и семилетняя дочь. У сына был мир «Майнкрафт», в котором он строил довольно впечатляющий замок на острове, который мне всегда с гордостью показывал. С тех пор, как школы закрыли, у него появилась проблема с пробуждением. Обычно он вставал в 7 утра, но последний месяц он спал до 9 или даже 11 часов. Я всегда заводил ему будильник, но он всё равно каждый раз просыпал. Я не будил его, потому что самостоятельное пробуждение — один из навыков, которому ему надо было научиться.

Около двух недель назад я сказал, что если он продолжит спать допоздна, то будут неприятные последствия. Сначала он меня понял и начал просыпаться рано. Но последнюю неделю или около того он снова вернулся к старым привычкам. Вчера я сказал ему, что это было последнее предупреждение. А сегодня он проспал до 11. Поэтому, как и обещал, я запустил компьютер и удалил его любимый мир Minecraft. И ещё лишил его доступа к компьютеру на месяц.

Когда я ему об этом рассказал, он начал кричать и плакать. Он говорил, что потратил год на создание этого мира, что он очень расстроен, что больше его не увидит. Он прорыдал целый день и целый день ничего не ел».

Комментарии к посту:

YCtpe
Быть родителем — это больше про то, как помогать детям преуспеть, нежели о том, как их наказывать. Ты не просто не достиг своей цели заставить его просыпаться вовремя. Ты создал дополнительные трудности своему ребёнку в эти сложные времена. Наказание не соответствовало преступлению.

Maerchenmord
То, что сделал автор истории, это как если бы... если бы ребёнок увлекался рисованием. И автор бы не только убрал кисточки с красками, но ещё и уничтожил бы все рисунки, которые ребёнок создал к настоящему моменту. Ограничить хобби для ребёнка — это одно, но уничтожать результаты его труда — довольно злой поступок.

polichomp
Выглядит так, что «Майнкрафт» был увлечением для этого ребёнка; он провёл месяцы, строя и воображая. Ребёнок при помощи игры развивал свои креативные способности и пространственное воображение. Он достиг впечатляющих результатов, и теперь ничего этого нет, так как его родитель — жестокий идиот.

Хотя физически ничего не было уничтожено, это не лучше, чем испортить картины, если ребёнку нравилось их рисовать, или выбросить коллекцию фигурок. Автор истории похож на тех нездоровых родителей, которые ломают игровые консоли и стреляют в ноутбуки, так как дети раздражают их.

Автор, тебе надо научиться правильно оценивать свой характер. Тебе нужно лучше рассчитывать наказания за неправильное поведение. Если ты этого не сделаешь, однажды обнаружишь себя в пустом доме, удивляющимся, почему твои взрослые дети не хотят с тобой общаться. Так что извинись перед своим ребёнком и молись, что ты сможешь исправить повреждения, которые нанёс. Пока что попытайся восстановить файлы.

gendouk
Молодец! Ты только что преподал своему сыну важный урок: никогда не делись чем-либо, чем ты восхищён или увлечён, со своими родителями, так как они используют это против тебя, когда будут недовольны тобой. Это важный жизненный урок, который будет хорошо служить ему, пока он будет учиться держать всё в секрете от тебя, до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет, и он сможет вычеркнуть тебя из своей жизни полностью.

Jaydth2698
Похоже, у него было полно шансов сделать всё правильно, и он не справился. Я был бы гораздо жёстче, если бы у меня были дети. Когда я рос, отец бил меня, если я косячил или не выполнял приказы. Однажды мне пришлось выбросить половину моего хлама, так как я потерял свои очки (мой братец-аутист взял их и спрятал в маминой обуви). Теперь я благодарен, что не вырос сопляком.

unsunganhero
Я сам играю в «Майнкрафт», и я поморщился от боли, когда прочёл, что ты сделал. Но детям важно выучивать жёсткие уроки. В этом случае его здоровье и послушность важнее, чем его игра в «Майнкрафт».

Andress1
Нет, ты не задница. Народ, расслабьтесь, это же просто видеоигра. Я геймер, и у меня была зависимость от игр на протяжении долгого времени, и я жалею сейчас, что воспринимал их тогда так серьёзно. Ребёнок, вероятно, осознает теперь, что у его действий есть последствия.

grand_tiremaster
Нет, ты не задница. Этот мир «Майнкрафта» — маленькая, маленькая часть его жизни. У него впереди вся жизнь, чтобы сделать новый мир. Он справится с этим. У меня была такая проблема с моим телефоном, когда я был подростком, так что моя мама отбирала у меня телефон и ноутбук, когда наступало время идти в кровать. Когда я научился засыпать и просыпаться вовремя, она перестала отбирать у меня вещи.

ArgonSteel
Ребёнок должен научиться делать резервные копии.

Вот они, суровые комментарии суровых отцов! Чувствуется отсутствие женской руки. Даже не знаю, как бы я поступила. Может, разрешила бы играть в эту игру только с 7 до 8 часов утра? А в остальное время пусть воображает на бумаге или прямо в голове — тоже полезная прокачка. Да я и сама с ним с удовольствием повоображала бы, даже соревнование бы устроила, с призами, на скорость. А что касается наказаний — не послушать ли нам специалистов?

Лучше, когда наказание отражает те последствия, к которым мог бы привести проступок ребенка. До абсурда доводить не надо, но должна сохраниться логическая связь: причина — следствие. В данном случае, проспал — значит, куда-то опоздал. Но если в школу ходить не надо (в описанной ситуации), то куда можно опоздать? Вот и ребенку это непонятно. Не зря он раньше вставал в 7 часов, а теперь вставать в 7 незачем.

Просто требовать слепой дисциплины — верный пусть растить послушного, но недалекого исполнителя, в перспективе — невротика. Требование должно быть чем-то обосновано, и если так уж необходимо создать привычку вставать рано утром, например, на будущий учебный год, устройте для ребенка ситуацию необходимости вставать рано: совместная пробежка/прогулка/завтрак, например, или что-то на ваш вкус.

Кстати, обратите внимание на свои мысли и эмоции, когда будете придумывать эту необходимость и обосновывать родительское требование — может так оказаться, что вы сами от него откажетесь. Ведь не секрет, что многие родительские требования, особенно в стиле «сделай так и все» — просто проверка своей родительской власти и внутренний монолог родителя в этот момент может звучать так: «Уф, вроде ребенок слушается, ситуация управляема, я еще авторитет, все в порядке, можно спать спокойно».

Ну что, могу себя похвалить, я справилась с этой сложной воспитательной ситуацией (чисто теоретически). Теперь с гордостью могу заявить, что я не задница! Так что и с компьютерными играми как-нибудь поладим: не все же из них агрессивные стрелялки и тупые бродилки. Есть логические игры, конструкторские, развивающие внимание, мышление, память, смекалку. Надо только помнить про советы специалистов. Они все-таки отвечают за свои слова, в том числе и перед нами, родителями.