Дети без панциря, или о высокой чувствительности

Есть люди, для которых антураж праздника и народных гуляний — толпа, громкая музыка, яркие огни, выкрики ярмарочных зазывал — сигнал к получению удовольствий. Сердце начинает биться чаще, глаза распахиваются, ноги будто сами несут тебя к веселому балаганчику, перед которым выплясывает клоун, рот наполняется слюной в предвкушении угощения. Ура! Ура! Цирк приехал!

Или все наоборот? Видишь толпу, слышишь визгливые звуки шарманки, чувствуешь запах жареных колбасок, мигающие огни гирлянд сразу вызывают мигрень, кожа покрывается мурашками, начинает подташнивать. А родители, или друзья, или дети продолжают тянуть тебя туда, в самую гущу веселья, подпрыгивают, уверяют, что будет здорово. Но ты точно знаешь, что здорово не будет.

Уже с самого рождения ребенка мы можем заметить (если внимательно приглядимся), что одни малыши не очень-то обращают внимание на резкие звуки за окном, продолжают спать, хотя рядом работает телевизор и папа громко говорит по телефону, радостно включаются в хоровод Деда Мороза, хохочут, визжат от счастья и прыгают, когда смотрят салют.

А есть другие дети: более впечатлительные, как будто регулятор чувствительности у них выкручен до максимума, пугливые, робкие. Могут зайтись в плаче от того, что за дверью лает собака, их трудно уложить вечером спать, потому что они переполнены дневными впечатлениями, требуют выключить мультик в определенном месте, потому что там происходит что-то грустное или страшное. Зато легко определяют ваше настроение, могут подойти и просто молча обнять, если видят, что вы загрустили, обожают делать маленькие подарочки, помнят все мельчайшие события вашей совместной жизни.

В последнее время все большее внимание уделяется термину высокой чувствительности. Можно найти значительное количество вебинаров, статей и комментариев от ведущих психологов, которые, так или иначе, затрагивают данную тему. Впервые термин предложила психолог Элейн Н. Арон в своей книге «The Highly Sensitive Person», которая вышла в 1996 году.

Кто же такие высокочувствительные люди (ВЧЛ)? Это люди, которые интенсивнее прочих реагируют на окружающий мир. И положительную, и отрицательную информацию такие люди обрабатывают внимательнее, так что их могут ошеломить и перегрузить внешние стимулы — когда их слишком много или они слишком интенсивные. Такие люди обращают много внимания на ощущения: вкусы, прикосновения, звуки и запахи.

Дети без панциря, или О высокой чувствительности | Часть 1, изображение №2

 

Высокой чувствительности посвящены сотни исследований от сканирования мозга до генетических анализов. Установлено, что мозговые процессы ВЧЛ отличаются от процессов в мозге остальных людей. ВЧЛ чаще испытывают эмпатию, внимательнее к своему окружению и лучше понимают других людей. Но если взрослые люди, обладающие данными особенностями, в процессе своего взросления так или иначе адаптировались и научились с ними жить, то детям приходится во много раз тяжелее.

Профессор Дебора Макнамара рассказала, что же мы имеем в виду, когда говорим, что ребенок «чувствительный», и как узнать, относится ли к этому типу ваш ребенок.

Чтобы понять, что такое высокая чувствительность, или гиперчувствительность, проще начать с понимания того, что ею не является. С высокочувствительными детьми часто путают тех, у кого резкие эмоциональные реакции, или тех, кто легко обижается и расстраивается. Иногда с ними путают эмпатичных детей или нежных и добрых. И хотя высокочувствительные дети выказывают многие из этих признаков, они характерны не для всех высокочувствительных детей.

Высокочувствительные дети – это те, у кого есть повышенная восприимчивость к воздействию мира на их ощущения: осязание, вкус, обоняние, зрение или слух. У каждого ребенка восприимчивость уникальна: у некоторых детей повышена чувствительность к прикосновениям и запахам, а у других – к визуальным образам или воздействиям на иные органы чувств. Ребенок быстрее возбуждается или успокаивается от определенных ощущений или их сочетания. Вы вряд ли найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Повышенная восприимчивость к сенсорной информации оставляет их как будто без кожи перед атаками окружающего мира. В тоже время высокочувствительный ребенок может найти успокоение от некоторых ощущений: например, ребенок с тактильной чувствительностью может засыпать только в условиях, когда его обнимают или касаются. Или дети, чувствительные к звукам, успокаиваются гораздо быстрее под мягкие звуки материнского голоса.

Очень важно рассматривать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть человеческого разнообразия. С точки зрения эволюции, высокая чувствительность не является ошибкой. У других млекопитающих тоже встречается гиперчувствительность, и это еще один довод в поддержку идеи о том, что это не сбой, а, возможно, некий способ адаптации.

Так, у высокочувствительных детей часто развита необычайная внимательность, даже в младенчестве. Иногда их поведение описывают таким термином, как «умен не по годам» или «видел все в этой жизни». У них может быть исключительная память, они постоянно пребывают в задумчивости и часто задают наводящие вопросы, которые раскрывают их уникальный взгляд на мир. У этих детей могут быть как широкие диапазоны интересов, так и узкая концентрация на конкретной сфере.

Взрослые часто описывают ВЧР как детей живых, страстных, с большими идеями и планами. Когда они счастливы, то могут заразить своим энтузиазмом всю аудиторию, а когда расстроены, то всех вокруг затопит цунами печали. Родителям необходимо внимательно следить за тем, что перегружает их ребенка, когда наступает его стадия «слишком», чтобы определить, какие именно чувства в его ситуации – усиленные. Ключ к пониманию чувствительного ребенка в том, чтобы не столько предупреждать атаки внешнего мира, сколько подготовить ребенка к ним, уметь эффективно с ними справляться.

Ключ к пониманию чувствительного ребенка в том, чтобы не столько предупреждать атаки внешнего мира, сколько подготовить ребенка к ним, уметь эффективно с ними справляться. А сейчас разберемся, а что конкретно можно и нужно делать родителям высокочувствительных детей:

Что можно и нужно делать:

1.Оцените реалистично ценность и необходимость посещения культурно-массовых мероприятий, особенно во время каникул и выходных, когда на мероприятиях скапливается максимальное количество человек.

2.Честно спросите себя: кому это нужно? Мне, чтобы не сидеть со скучающим ребенком дома? Мне, чтобы поставить галочку в списке must do хорошего родителя? Мне, потому что со мной никто никогда никуда не ходил, а мне так хотелось?

3.Если все ответы «да» – подготовьте плацдарм и запаситесь припасами, то есть, выберите будний день, короткий маршрут, и, пожалуйста, не более одного мероприятия в день, а лучше – не более двух в месяц.

4.Как следует изучите описание предлагаемого увеселения. Из чего будет состоять шоу? Как долго оно продлится? Есть ли в программе пугающие элементы (дикие животные, огромные надувные шары, которые кидают в зал, клоуны на ходулях, «смертельные номера» типа канатоходцев)?

5.Всегда берите билеты на места с краю, у прохода, чтобы в случае чего можно было незаметно выбраться, и, если повезет, незаметно вернуться обратно.

6.Продолжение предыдущего пункта: будьте готовы уйти по первому требованию ребенка. Не стоит уговаривать его «потерпеть, дальше будет интересно, тебе понравится». Может быть, он согласится послушать музыку из фойе или из-за приоткрытой двери зрительного зала. А может, получит массу удовольствия, наблюдая за воробьями во дворе театра. Не давите.

7.Учитывайте возраст и физические возможности. Дошкольник хорошо переносит примерно получасовые представления, потом его внимание рассеивается, и дальше он только номинально присутствует. В хороших детских театрах это знают и делают два коротких акта вместо одного длинного.

8.Не поите детей газировкой! Во-первых, от неё очень хочется в туалет. Во-вторых, она вызывает сильную жажду. В-третьих, мгновенный впрыск глюкозы в кровь приводит к ощутимому возбуждению, а через минут двадцать – к ощутимому чувству голода.

Дети без панциря, или о высокой чувствительности | Часть 3, изображение №1

 

Это все было про «предотвратить». Теперь – про «ликвидировать последствия».

  1. При первой же возможности – умыться как можно более полно. В идеале – душ сразу по возвращении домой. Но и просто подержать руки под струей воды в общественном туалете тоже сойдет. Убиваем сразу двух зайцев: смываем пыль и потенциальных вирусов и слегка успокаиваем вегетативную нервную систему.

2. Из той же оперы: выпить стакан воды. Именно воды, а не чего-то сладкого.

3. Идти после театра пешком по бульварам, не загружаться сразу в автобус или машину, дать возбуждению превратиться из потенциальной энергии в кинетическую. То есть, попросту говоря, выбегаться. И продышаться.

4. Старая добрая традиция наших бабушек давать с собой бутербродик в салфеточке имела под собой дополнительный смысл (кроме главного: сэкономить деньги). Перекусить длинными углеводами и белком (хлеб-сыр-масло), но не наедаться сильно, чтобы потом не тошнило. А поесть как следует лучше дома.

Описанные рекомендации не случайно касаются именно физиологии и психогигиены, а не эмоций. Потому что дети воспринимают и перерабатывают эмоции телом. Задача взрослого помочь им сделать это наиболее экологичным путем.

Материал подготовлен педагогом-психологом ГАУ ЯО «Дворец молодежи» Натальей Мочаловой.

При подготовке статьи использовались материалы блога психолога Екатерины Деминой и вебинара «Дети без панциря» от психолога Лёли Тарасевич.

Рекомендуем к прочтению книгу Элен Эйрон «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире».