Новые схемы мошенников: как защитить свои деньги?

«Мои финансы» собрали самые актуальные схемы мошенничества – такие, с которыми каждый из нас может столкнуться прямо сейчас. Среди них как уже известные телефонные звонки от «Следственного комитета» или «прокуратуры», так и довольно новые изобретения мошеннической мысли. Некоторые из них активно обсуждаются в соцсетях.

Звонок от босса 

Мошенники придумывают все новые способы обмана доверчивых абонентов. Один из них – сообщение или звонок от имени босса. Жулики выдают себя за директора, главврача, ректора университета и других руководителей. Схемы разные: в одних случаях сразу совершают звонок от имени начальника, в других – подделывают аккаунт босса в социальных сетях и предупреждают, что с минуты на минуту позвонит сотрудник какого-либо ведомства по очень важному вопросу. 

Вопросы могут быть самые разные. К примеру, «босс» может рассказать историю о том, что прямо сейчас необходимо передать деньги очень важному контрагенту, а счет компании по ошибке заморозили. Чтобы выручить организацию, нужно снять личные сбережения и передать деньги через курьера. Вечером «начальник» обещает отдать все средства, да еще и премию выписать за «спасение» компании. Понятно, что после передачи средств «начальник» перестает выходить на связь, а доверчивый сотрудник лишается своих собственных денег. Под удар могут попасть как сотрудники небольших компаний, ведь узнать имя гендиректора или главбуха в эпоху интернета – не самая сложная задача, так и публичные люди. 

Как не попасться?
Даже если звонок или сообщение поступили от босса, не стоит им безоговорочно верить. Перезвоните начальнику либо возьмите время на «подумать» и отложите решение вопроса до утра – на работе выясните все подробности дела. Это разумное поведение, за которое начальник точно не уволит. 

Обмен на цифровые рубли 

Мошенники используют свежие информационные поводы, один из них – тестирование в России цифрового рубля. Это новая форма денег, которая после завершения эксперимента может получить распространение наравне с двумя другими формами российской национальной валюты: наличным и безналичным рублем.

Злоумышленники делают рассылки от имени Банка России, в которых «предупреждают» о том, что наличный и безналичный рубль – это теперь «устаревший формат». Их необходимо обменять на цифровую валюту. Для того чтобы это сделать, необходимо перевести деньги на специальный счет, к тому же срочно, якобы на обмен рублей остается «очень мало времени». А если этого не сделать, то деньги на банковской карте просто «сгорят».

Как не попасться?
Помнить, что новая форма рубля не отменит наличные и безналичные деньги. Предложения обменять рубли или перевести их на специальный счет могут поступать только от мошенников.

Выплата от государства

В последнее время пользователи различных мессенджеров стали получать рассылки о единовременной выплате малоимущим/пенсионерам/всем гражданам РФ. Якобы для того, чтобы государство перечислило деньги, нужно направить пакет документов и заплатить за помощь в оформлении выплаты. 

Стоит ли говорить, что никакое пособие на карту потом не поступает. Напротив, можно лишиться не только денег за «услугу», но и других своих средств. Переданные личные данные мошенники могут использовать по разному: могут взломать аккаунт в соцсетях и слезно попросить помощи у подписчиков, прикрепляя эти самые документы, а могут и вовсе оформить заем на ваше имя в какой-нибудь не самой надежной МФО. 

Как не попасться?
Не доверяйте организациям, которые берут деньги за помощь с получением материальной поддержки. Если пособие от государства действительно положено, его легко оформить самостоятельно – как правило, для этого достаточно подать заявку через личный кабинет на «Госуслугах».

Там же можно запросить сведения о мерах соцподдержки. Понадобится дать согласие на информирование о льготах и выплатах. Также о мерах матпомощи можно узнать на личном приеме в органах соцзащиты своего региона или в Социальном фонде (СФР).

Диагностика телефона 

Парадокс, но часто мошенники строят свои схемы обмана на защите от мошенничества. Очередная идея – звонок от «службы поддержки банка» с предложением провести диагностику телефона и подключить услугу «по повышению безопасности». Все это совершенно бесплатно – «банк» же заботится о своих клиентах. 

Доверчивому абоненту присылают ссылку, которая ведет на сайт. Внешне он похож на банковский, но является не чем иным, как качественной подделкой. На сайте необходимо заполнить специальную форму, указав свои данные. Дальше – дело техники: мошенники получают доступ к онлайн-банку своей жертвы и переводят деньги и обчищают его счета и карты.

Как не попасться?
Увы, звонкам из банка безоговорочно верить нельзя. Если предложение или информация от сотрудника банка заинтересовали, не принимайте никаких решений во время разговора. Отключите звонок и сами перезвоните в банк по номеру горячей линии, который указан в приложении, на официальном сайте банка или на обратной стороне вашей банковской карты. 

Фейковое приложение банка 

После введения санкций против ряда российских банков их мобильные приложения исчезли из App Store и Google Play. Этим активно пользуются мошенники. Они создают свои версии приложений, схожие по визуалу с настоящими. Следует звонок из «службы поддержки банка». Мошенник вежливо объясняет клиенту ситуацию и сообщает, что пришлет ссылку, по которой можно будет установить приложение на смартфон. 

Суть схемы довольно простая: пользователь скачивает программу, вводит свои персональные данные для входа в онлайн-банк. Мошенник их копирует и использует для входа в настоящее банковское приложение, а затем переводит деньги на свой счет.

Как не попасться?
Пользуйтесь только официальными банковскими приложениями. Ссылку для скачивания надежнее узнать в самом банке. Как правило, она есть на официальном сайте финансовой организации: это либо прямая ссылка, либо переадресация в RuStore, App Store и Google Play. Также можно с личным визитом обратиться в офис банка – там помогут установить приложение. 

Верификация электронной почты

Мошенники используют в своих схемах не только звонки, социальные сети и мессенджеры, но и электронную почту. Жулики делают массовую рассылку, в которой говорится о необходимости верификации учетной записи. Ответным письмом следует прислать свои ФИО, а также логин и пароль от электронного ящика. В противном случае его грозятся заблокировать. Для пущей убедительности мошенники ссылаются либо на недавно вышедший «закон», либо на «постановление правительства».

Никаких законодательных требований о верификации электронной почты, понятное дело, нет. Просто мошенники пытаются через почту получить доступ к конфиденциальной информации потенциальной жертвы: его документам или паролям, которые когда-либо были отправлены в виде письма. 

Как не попасться?
Не стоит открывать письма от неизвестных отправителей, переходить по ссылкам и тем более в ответном письме делиться своими персональными данными. 

Взлом аккаунта на «Госуслугах» 

По данным вице-премьера Дмитрия Чернышенко, почти 70% или 103 млн россиян имеют подтвержденную учетную запись на «Госуслугах». Каждый месяц на портал заходят в среднем 48 млн раз. Конечно, этот ресурс не могут упустить из зоны своего внимания мошенники. Получив доступ к личному кабинету человека, злоумышленники узнают его паспортные данные, номера ИНН, СНИЛС и другую информацию, которую можно использовать в преступных целях.

Действуют жулики так: звонят человеку от имени сотрудника Госуслуг и сообщают о проблемах — например, о взломе аккаунта. Действовать абонента призывают незамедлительно, а именно: назвать код из СМС. С его помощью мошенник меняет пароль от профиля и начинает в нем хозяйничать.

Как не попасться?
Никому, никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит передавать свои персональные данные и сообщать пароли, пришедшие в СМС и пуш-уведомлениях.

Если такая ситуация уже произошла, следует действовать так: Открываем страницу для входа в личный кабинет «Госуслуг». 

  1. Сбрасываем старый пароль через кнопку «Восстановить» на странице авторизации.
  2. Генерируем новый пароль.
  3. Проверяем, был ли осуществлен вход в личный кабинет – это можно сделать в разделе «Безопасность».
  4. Выходим из аккаунта на всех устройствах, кроме своего.
  5. Переходим в раздел «Действия в системе» и смотрим, на каких ресурсах проходила авторизация через профиль. Если мошенники заходили на сайты банков, необходимо связаться с ними и сообщить о взломе.

Источник: Мои финансы

Дата проведения: 
Понедельник, 23 октября, 2023 - 10:00